Рабочая программа по учебному предмету родная литература 5-9 кл.

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«СОШ а. Эльбурган им. У.Мекерова»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Заместитель директора по
________________________ УВР
Абдулаева Р.Д. ________________________
Меремкулова А.Ф.
.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Шаева Ф.К.
Приказ № 60 от «31».08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная (абазинская) литература»
ДЛЯ обучающихся 5-9 классов

Эльбурган 2023 г

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(абазинская) литература».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(абазинская) литература» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родной (абазинской)
литературе,

абазинская

литература)

разработана

для

обучающихся,

владеющих родным (абазинским) языком, и включает пояснительную
записку,

содержание

обучения,

планируемые

результаты

освоения

программы по родной (абазинской) литературе.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной
(абазинской) литературы, место в структуре учебного плана, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родной
(абазинской) литературе.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родной (абазинской)
литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные результаты за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родной (абазинской) литературе разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету.
Изучение родной (абазинской) литературы направлен на эстетическое
и этическое самоопределение обучающегося, формирование его гражданской
позиции и национально-культурной идентичности, на развитие культуры
речи, обогащение словарного запаса.
Специфика учебного предмета «Родная (абазинская) литература»
определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры.

Воздействуя на читателя на эмоциональном и интеллектуальном уровне,
абазинская

литература

приобщает

его

к

нравственно-эстетическим

ценностям, формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее
миропонимание и национальное самосознание.
Содержание

программы

по

родной

(абазинской)

литературе

сформировано с учётом преемственности по отношению к уровню
начального общего образования, межпредметных связей с учебными
предметами

«Родной

(абазинский)

язык»,

«Литература»,

«История».

Программа по родной (абазинской) литературе концентрически расширяет
содержание уже усвоенных на уровне начального общего образования
знаний, систематизирует представления по абазинской литературе и
углубляет знания обучающихся об историческом и жанрово-родовом
развитии абазинской литературы. В процессе текстуального изучения
литературных произведений на уровне основного общего образования
продолжается

развитие

устной

и

письменной

речи,

познавательной

активности, логического мышления, умений самостоятельной учебнопознавательной деятельности.
Программа по родной (абазинской) литературе определяет список
разножанровых

произведений

(фольклор,

абазинская

русскоязычная

литература XIX века, абазинская литература XX века, современная
абазинская литература) и теоретико-литературных понятий. Произведения
абазинской литературы отражают менталитет, историю и мировосприятие
абазинского народа в художественных образах и предполагают понимание
литературного произведения как особой художественной картины мира.
В программу по родной (абазинской) литературе включены переводные
произведения литературы народов Российской Федерации, изучение которых
осуществляется

в

межлитературном

произведений

обусловлен

их

отечественной

культуры.

Отбор

контексте.

значимостью
произведений

Выбор
для

писателей

и

национальной

и

выполнен

в

аспекте

нравственно-эстетических ценностей, что позволяет учитывать духовное

развитие личности и приобщать обучающихся к литературному наследию
народа.
В содержании программы по родной (абазинской) литературе
выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество,
абазинская литература по периодам, литература народов Российской
Федерации, теоретико-литературные понятия.
Основные виды деятельности обучающихся, использующиеся в
учебном процессе для достижения планируемых результатов освоения
программы по родной (абазинской) литературе:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведениий;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
творческая интерпретация текста (дополнение и развитие сюжета,
словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование отрывков из
произведений);
написание сочинений по литературным произведениям;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников
и умений работать с ними;
сопоставление

высказываний

критиков

и

литературоведов,

формулирование на их основе выводов и умозаключений;
работа с каталогами библиотек, библиографическими указателями,
словарями, энциклопедиями, справочниками, специальной литературой,
интернет-ресурсами.

Изучение родной (абазинской) литературы направлено на достижение
следующих целей:
формирование у обучающихся культуры читательского восприятия,
приобщение

обучающихся

к

духовно-нравственным

ценностям

национальной культуры через изучение фольклорных и литературных
текстов на абазинском языке, общее речевое развитие;
развитие понимания абазинской литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей и особого способа познания жизни,
специфики литературы в ряду других искусств, истории литературного
процесса,

многообразия

жанров

художественных

произведений

и

произведений устного народного творчества на абазинском языке;
совершенствование

умений

анализировать

и

интерпретировать

художественные тексты с использованием изученных литературных понятий,
сопоставлять литературные произведения, их фрагменты, образы и проблемы
как между собой, так и с произведениями других искусств;
овладение

коммуникативно-эстетическими

возможностями

абазинского языка на основе изучения произведений абазинской литературы,
умениями выражать собственное отношение к прочитанному в разных видах
устных и письменных высказываний, участвовать в учебном диалоге,
воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
Общее количество часов, рекомендованное для изучения родной
(абазинской) литературы, – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в
6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание обучения в 5 классе.
Введение.
Литература как искусство слова. От фольклора к литературе. Роль
устного народного творчества в становлении письменной абазинской
литературы.
Устное народное творчество.

Фольклор. Понятие о фольклоре. Основные жанры фольклора.
Отражение в фольклоре взглядов, традиций, обычаев и поверий народа.
Сказка. Классификация сказок: бытовые, волшебные, сказки о
животных. Сюжетно-композиционное построение и характеристика каждой
группы сказок.
Сказки «Алыгажви аквыджьми» («Старик и волк»), «Апслачвакгви
ауарби» («Рыбак и орёл»), «Алыгажв йпха ах дшгалжьаз» («Как дочь
старика обманула князя»), «Закъыль цару йынасыпгьи хъахьхит» («Умного
ждёт счастье»), «Алыгажв йтаци апельуани» («Невестка старика и
богатырь»), «Ацгви абаги» («Кот и лиса»), «Айныжвква» («Великаны»),
«Сквшыкла йсфазарквын амла сгьамгузма» («Я бы умер от голода, если бы
съел его в течение года»), «Цквыжв» («Цкуж»).
Малые

жанры

фольклора.

Пословицы

(ажважвква),

поговорки

(ажважвква), загадки (акытчаква), скороговорки (аласхвараква). Пословицы
о мужестве и выносливости, доброте и милосердии, лени и трудолюбии,
воспитанности и образованности. Значение пословиц и поговорок и их роль в
жизни человека и народа в целом. Русские и абазинские пословицы и
поговорки.
Произведения абазинской литературы 1947-1990 годов.
Литературная сказка. Жанровые признаки и фольклорная основа
литературных сказок. Понятие о литературной сказке. Главные идеи сказок.
Нравственная проблематика. Сходство и различие литературной и народной
сказок (композиционные и языковые особенности).
Т.З. Табулов. Биография и творчество.
Сказки «Ахыгв айщчва ах дшыржьаз» («Как три брата обманули
князя»), «Дадамыжв йпа Гъырпи» («Сын Дадамыжа Гурби»). Торжество
справедливости – главная идея сказок. Характеристика героев. Нравственная
проблематика.
М.С.-Г. Тлябиева. Биография и творчество.

Стихотворения

«Адзын

мара»

(«Осеннее

солнце),

«Абазашта»

(«Абазашта»). Тема и идея произведения. Тема человека и природы.
Поэтические картины Родины. Лирические переживания поэта. Рифма и
ритмика стиха.
З.К. Хачуков. Биография и творчество.
Рассказ

«Апхын

тшпсщараква»

(«Летние

каникулы»).

Сюжет.

Композиция. Характеристика героев. Особенности языка произведения.
К.С.-Г. Джегутанов. Биография и творчество.
Стихотворения «Ашвыб» («Иней»), «Гапны» («Весна»). Тема любви к
природе родного края. Пейзажная лирика. Особенности стиха. Ритмика и
рифма.
Ш.Ш. Физиков. Биография и творчество.
Стихотворение «Угайгва, агъны» («Добро пожаловать, зима»). Тема
любви к природе. Особенности языка поэта. Рассказ «Кбыт» («Кустарник»).
Тема войны в маленьком абазинском ауле. Художественные особенности
текста. Характеры героев.
Б.Х. Тхайцухов. Биография и творчество.
Рассказ «Агвасри агвыжвкри» («Обида и злость»). Обычаи и традиции
народа, их роль в воспитании подрастающего поколения.
Р.М. Хужев. Биография и творчество.
Рассказ «Чквынхъа» («Юность»). Основная тема. Характеристика
героев и их поступков. Языковые особенности.
Д.К. Лагучев. Биография и творчество.
Стихотворения «Гапны» («Весна»), «Ащхъаква рпны» («В горах»).
Пейзажная лирика. Тема природы и человека. Стих, ритмика, рифма.
М.З. Дагужиев. Биография и творчество.
Рассказ «Дгайхуазтын дызбап» («Посмотрим, вернётся ли он»).
Особенности характеров персонажей. Язык произведения.
К.Л. Мхце. Биография и творчество.

Стихотворения «Ани апи» («Мать и сын»). Тема Победы в Великой
Отечественной

войне.

Сюжет

и

композиция.

Рифма

и

ритмика

стихотворения.
Современная абазинская литература.
Е.М. Шхаева. Биография и творчество.
Стихотворения «Адзын» («Осень»), «Адзын кьаса» («Поздняя осень»).
Тема природы. Рифма и ритмика стиха. Рассказ «Цныхчылра» («Зависть»).
Тема традиций народа. Роль обычаев в воспитании подрастающего
поколения.
Р.Х. Бидов. Биография и творчество.
Стихотворение «Гапны» («Весна»). Пейзажная лирика. Идея. Рифма и
ритмика.
Литература народов Российской Федерации.
А.С. Пушкин. Сказка «Апаштах йпхи абжьыгв пельуанчви» («Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях») (перевод А.К. Ионова).
К.Л. Хетагуров. Стихотворение «Йалында араса» («Если бы случилось
так») (перевод К.Л. Мхце).
Теория литературы.
Фольклор. Жанры фольклора. Сказка. Виды сказок (закрепление
представлений). Изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение,
метафора, постоянные эпитеты, гипербола (начальное представление).
Сказочные

формулы.

представление).

Вариативность

Литературная

сказка

народных

сказок

(композиционные

(начальное
особенности).

Пословицы. Поговорки. Загадки. Скороговорки. Портрет, художественная
деталь. Художественные особенности языка. Рассказ, жанровые особенности.
Тема произведения.
Содержание обучения в 6 классе.
Устное народное творчество.
Сказки. Идейно-воспитательная функция сказок. Аллегоричность,
тематическое разнообразие сказок. Пословицы, поговорки, загадки.
Сказка «Ахгвайщчва рыхтшадак» («Три осла трёх братьев»).

Предание (хабарыжв) как жанр фольклорной прозы. Жанровые
признаки преданий. Народная мудрость и мораль в преданиях. Предания
«Джьымщыла сквшык йдрычрыныз ахъаца» («Слуга, заработавший за год
только лук»), «Гарщ йхъаргылыз атпха» («Девушка, которую подняли на
небеса»).
Сюжет, его элементы. Характеристика героев. Языковые особенности.
Произведения абазинской литературы 1947-1990 годов.
Т.З. Табулов. Биография и творчество.
Поэма-сказка «Дадыри аунагва швки ртурых» («Дадыра и сто
дворов»).
Художественные особенности поэмы-сказки. Характеристика образа
главного героя. Торжество справедливости и добра в конфликте со злом и
хитростью.
М.Х. Чикатуев. Биография и творчество.
Сказки в стихах «ЧмазагIвра» («Болезнь»), «Дунай птшагIа» («Конец
света»).

Образ

народного

героя

в

сказках.

Идея.

Художественные

особенности языка поэта.
К.С.-Г. Джегутанов. Биография и творчество.
Рассказ «Агъа йбагъьара апны» («В крепости врага»). Характеристика
героев и мотивы их поступков. Мужество и героизм защитников Родины.
Б.Х. Тхайцухов. Биография и творчество.
Рассказы «Йапхъахауа ауысагв йпсра» («Смерть первого поэта»),
«Ащхъаква рпны хырбыз згамиуа» («Почему в горах не растёт арбуз»).
Басни в прозе: «Абага ацIабырг» («Правда лисы»), «Ашуб алашара»
(«Крот и свет»), «Ахва акультура» («Культура свиньи»), «Атшада акъыль»
(«Ум осла»), «Аквыджьма анамыс» («Мораль волка»), «Ащхаква» («Пчёлы»),
«Асльан

ауасйат»

наблюдательность.

(«Завещание

льва»).

Художественные

Народная

особенности

мудрость,

языка

Аллегоричность. Идеи произведений. Выразительные средства языка.
Д.К. Лагучев. Биография и творчество.

басни.

Стихотворения «Амыз» («Луна»), «Бзазара» («Жизнь»). Языковые
особенности. Рифма и ритмика.
Н.Ц. Муратков. Биография и творчество.
Рассказ

«СгьымбахIахтI»

(«Не

стал

я

больше

обижаться»).

Проблематика произведения. Характеристика героев. Мотивы их поступков.
К.Л. Мхце. Биография и творчество.
Стихотворения

«Адзын» («Осень»),

«Эльдорадо» («Эльдорадо»),

«Асквшква сыта йгIаситI» («Годы сыпется снегом»), «Схъышв санкIылпшра»
(«Когда гляжу в окно»). Пейзажная лирика. Образ поэта. Языковые
особенности.
М.С.-Г. Тлябичева. Биография и творчество.
Стихотворения «Съатадрийыз» («Там, где я родилась»), «Ащхъа
дзыгIвчкIвын» («Горный ручеёк»). Тема малой родины и единения человека
и природы.
П.К. Цеков. Биография и творчество.
Рассказ «Афыр йхъацIараква» («Подвиги героя»). Время, события,
образ. Мужество и храбрость героя в борьбе с врагом. Язык произведения.
Ш.Ш. Физиков. Биография и творчество.
Рассказ «ПIатIа йхъацIара» («Мужество Паты»). Образ маленького
Паты. Ненависть к врагам и храбрость маленького героя в освобождении
пленного красноармейца. Время и место событий.
А.К. Ионов. Биография и творчество.
Стихотворение

«Агапын»

(«Весна»).

Пейзажная

лирика.

Художественные особенности языка поэта.
З.К. Хачуков. Биография и творчество.
Рассказ «Аба йхъылпа» («Шапка отца»). Художественные образы и
особенности произведения. Мотивы поступков героя. Сюжет и композиция.
Современная абазинская литература.
Р.М. Хужев. Биография и творчество.
Рассказ «ГIвагвана» («Путь»). Тематика и проблематика произведения.
Изобразительно-выразительные средства.

М.З. Дагужиев. Биография и творчество.
Рассказ «Ахъи агви» («Голова и сердце»). Идея произведения. Сюжет.
Приёмы создания образов. Языковые средства.
К.А. Баталов. Биография и творчество.
Стихотворения «Абна швхча» («Берегите лес»), «Угасы, асы!»
(«Падай, снег!»). Охрана природы. Бережное отношение к ней. Особенности
стиха. Природа и человек.
Х.С. Аджибеков. Биография и творчество.
Рассказ

«Хъамы»

(«Тулуп»).

Идея

произведения.

Сюжет.

Изобразительно-выразительные средства.
Ф.Н. Апсова. Биография и творчество.
Стихотворения «Ажираф» («Жираф»), «Пата швагвы» («Трусишка
Пата»). Тема воспитания любви к животным. Воспитывающая роль детской
поэзии.
В.З. Копсергенова. Биография и творчество.
Рассказ «ХIтаца» («Невестка»). Тема традиций народа, их роль в
воспитании подрастающего поколения. Языковые особенности.
Е.М. Шхаева. Биография и творчество.
Басня «Ахви абыжи» («Червь и жук»). Стихотворения «Мгъы»
(«Колючка»), «Ан лашва» («Песня матери»). Идея. Тема воспитания
подрастающего поколения. Рифма и ритмика стиха. Языковые особенности.
Литература народов Российской Федерации.
А.С. Пушкин. Сказка «Апопи ауи йынхагвы Балди ртурых» («Сказка о
попе и его работнике Балде») (перевод А.К. Ионова).
С.И. Капаев. Стихотворение «Хащахба» («Наш старший брат»)
(перевод К.Л. Мхце).
Теория литературы.
Сказание как жанр. Басня. Пейзажная лирика. Гражданская лирика.
Стих, ритм, рифма. Композиция произведения. Сюжет, его элементы
(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Пейзаж.
Идея произведения. Описание. Повествование.

Содержание обучения в 7 классе.
Введение. Художественная литература в жизни человека. Связь
фольклора и литературы. Фольклоризмы в произведениях абазинской
литературы.
Нартский эпос. Вклад В.Н. Меремкулова в сбор и систематизацию
нартских сказаний абазин. Сказания «Сосрыкъва йыр мца шрызгIайгыз»
(«Как Сосруко вернул огонь»), «НартыргIа Баданокъва» («Нарт Баданоко»),
«Сосрыкъва йахIва» («Меч Сосруко»). Образы Сосруко и Баданоко как
олицетворение мужества и отваги. Языковые особенности текста.
Произведения абазинской литературы 1947-1990 годов.
Т.З. Табулов. Биография и творчество.
Литературная сказка «Мурат йща шихахыз» («Как Мурат отомстил за
себя»). Образ Мурата. Характеристика и мотивы его поступков. Храбрость в
действиях. Торжество справедливости и добра.
Х.Д. Жиров. Биография и творчество.
Повесть «Абзазара азыпшгара» («В поисках жизни»). Отрывок
повести. Характеристика героев, их поступков. Сюжет и композиция.
Этнографизм. Художественные особенности языка.
П.К. Цеков. Биография и творчество.
«Апшашвара» («Встреча»). Отрывок повести «Ащхъаркт ащахахра»
(«Месть горного аула»). Проблематика произведения. Характеристика героев
и мотива их действий. Языковые особенности произведения.
К.С.-Г. Джегутанов. Биография и творчество.
Рассказ «Ауага рпа дгьпсуам» («Сын народа бессмертен»).
«Щахахра» («Кровная месть»). Отрывок из романа «Ламбагвыр»
(«Волшебная

игла»).

Тема

Великой

Отечественной

войны.

Самоотверженность и мужество бойцов Красной Армии и людей в белых
халатах, боровшихся за жизнь раненных в бою. Мотивы поступков героев.
Изобразительно-выразительные средства.
Б.Х. Тхайцухов. Биография и творчество.

Рассказ «Абзазара апа» («Рождённый жизнью»). Стихотворение
«Айсра зтшын йалгаз» («В день окончания войны»). Образ героя войны.
Память о павших за Родину. Символ. Особенности поэтической речи.
Ш.Ш. Физиков. Биография и творчество.
Рассказ «Ахьырахв асурат» («Образ золотого животного»). Охрана
окружающей среды. Характеристика образа старика и мотивов его действий.
Взаимоотношения человека и природы. Роль пейзажа. Особенности языка
писателя в описании природы.
Д.К. Лагучев. Биография и творчество.
Стихотворения «Абнахча йыладзква» («Слёзы лесника»), «Насып»
(«Счастье»). Время, события, образы. Тема природы и человека. Стих,
ритмика, рифма.
М.Х. Чикатуев. Биография и творчество.
Поэма

«ГІвхІаджьратчва»

(«Два

абрека»).

Художественные

особенности поэмы. Фольклорная основа поэмы. Тема и проблематика.
Художественные особенности языка поэта.
М.З. Дагужиев. Биография и творчество.
Рассказ «Бакьыр» («Бекир»). Идея произведения. Время, события,
образы. Характеристика главного героя Бекира, мотивов его действий и
поступков. Языковые особенности.
М.Ю. Кишмахов. Биография и творчество.
Рассказы «Джьамырза йгІагвалашвахра» («Воспоминания Джемурзы»),
«ГІвсемчкІакІ» («Две семечки»), «Йудырхума?» («Ты помнишь?»). Тематика
и проблематика произведений. Сравнительная характеристика героев.
Языковые особенности.
М.С.-Г. Тлябичева. Биография и творчество.
Стихотворения «Уабагвжважвауа, абзазара, уабапссгІауа?» («Куда
спешишь ты, жизнь, куда летишь»), «Ащхъа дзыхьква» («Горные родники»).
Философская лирика. Особенности поэтической речи.
К.А. Баталов. Биография и творчество.

Стихотворение «Ауаса сцарыквныз сара» («Если бы я стал таким»).
Приёмы создания поэтического образа. Идея. Ритмика и рифма.
А.К. Ионов. Биография и творчество.
Стихотворения «ЙгІаснахІвитІ сгвы абазала» («Со мною сердце
говорит…»), «Май мыз ажвба» («Девятое мая»), «Адзын» («Осень»). Тема
любви к родному краю и к родному языку. Поэтическое изображение победы
в Великой Отечественной войне. Особенности поэтической речи. Рифма и
ритмика.
К.Л. Мхце. Биография и творчество.
Стихотворение «ХьызшІыц» («Новое имя»). Идея. Приёмы создания
поэтического образа. Особенности поэтической речи. Символ. Ритмика и
рифма.
Современная абазинская литература.
Е.М. Шхаева. Биография и творчество.
Стихотворение

«Смакъым

цриква»

(«Родные

мелодии»).

Идея

произведения. Пейзажная лирика. Изобразительно-выразительные средства
языка в произведении. Ритмика и рифма.
Л.К. Шебзухова. Биография и творчество.
Стихотворения «Абазашта» («Абазашта), «Уадыргванагьи» («И всетаки…»), «Йхымару хабазара» («Абазара – наше солнце»), «Сыбызшва»
(«Родной язык»). Гражданская лирика. Тема любви к родному языку, к
родному краю. Воспитательная роль обычаев и традиций народа. Язык
произведений.
Литература народов Российской Федерации.
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Сымхара апны» («В горнице моей
светло») (перевод Х.С. Аджибекова»), «Гъын ашва» («Зимняя песня»)
(перевод Х.С. Аджибекова).
А.И. Кубанов.

Стихотворение

К.Л. Мхце).
Теория литературы.

«Тынха»

(«Наследие»)

(перевод

Фольклор. Нартский эпос. Предания, их художественная структура.
Изобразительно-выразительные средства. Портрет. Символ. Проблематика
произведения.
Содержание обучения в 8 классе.
Устное народное творчество.
Фольклорные тексты. Жанровое разнообразие. Отражение в фольклоре
духовной жизни абазинского народа. Национальный характер, народный
герой, особенности культуры, психологии, философии в фольклорных
произведениях. Языковые особенности.
Сказки «Агвыцкьи агвычвгьи» («Добрый и злой»), «ХвымызкI чIварта»
(«Пятимесячная стоянка»), «Атш шIаша» («Конь со звёздочкой на лбу»),
«Амари амзи pпxIa» («Дочь луны и солнца»), «Атшанхча Мидпи атенгьыз
хакIви ртурых» («Сказка о табунщике Мидпе и морском жеребце»),
«Токъвзальым» («Токзалим»), «ХIвадж Къвапа йхъацIара» («Мужество Копы
Ходжева»), «КIьауа» («Кузнечик»), «Акваса» («Безбородый»).
Из сказаний об абазинских фамилиях.
«Трамрга рхабар» («Трамовы»), «Макьаррга рхабар» («Мекеровы»),
«Лоурга рхабар» («Лоовы»), «Кьачврга рхабар» («Кячевы»), «Лачвышрга
рхабар»

(«Лафишевы»),

«Багърга

рхабар»

(«Баговы»),

«Лоурги

Дарыкъварги рхабар» («Лоовы и Дударуковы»), «Кълычырга рхабар»
(«Клычевы»).
Произведения абазинской литературы 1947-1990 годов.
Х.Д. Жиров. Биография и творчество.
Роман «Аба йпа» («Сын отца»). Отрывок из романа. Изображение
внутреннего мира героев. Мастерство писателя в построении сюжета и
создании образов. Языковые особенности текста.
П.К. Цеков. Биография и творчество.
Поэма «Ахмат-бхъвы» («Ахмат-скала»). Мужество главного героя.
Специфика его образа. Изобразительно-выразительные средства.
К.С.-Г. Джегутанов. Биография и творчество.

«Барцыц хвыц» («Маленький Барциц»). Отрывок из романа «Хьапщ
джьуар» («Золотой крест»). Время, события. Образ малыша Барцица.
Мотивы его поступков и действий. Характеристика героев. Сюжет и
композиция.
Б.Х. Тхайцухов. Биография и творчество.
Роман «Нышв напык» («Горсть земли»). Отрывок из романа. Тема
махаджирства. Время, события, образы. Историзм романа. Авторская оценка
в тексте. Изобразительно-выразительные средства.
Ш.Ш. Физиков. Биография и творчество.
Рассказы «КIакIана дшсасыз» («Как Какана побывал в гостях»),
«АтшыгIвшквокIви КакIани» («Какана и белый всадник»), «КIакIана
йдурдуль» («Какана и волшебный конь»). Отвага Каканы в борьбе со злом,
несправедливостью. Нравственные ценности в произведениях. Фольклорные
мотивы. Языковые особенности.
Д.К. Лагучев. Биография и творчество.
Роман «Джьандра» («Джандра»). Отрывок из романа. Художественные
образы и особенности произведения. Характеристика героев, их поступков.
Язык произведения.
М.Х. Чикатуев. Биография и творчество.
Рассказ в стихах «Урышв айгва» («Русский кунак»). Тема традиции
куначества между русским народом и горцами. Гражданская и философская
лирика. Богатство языка. Изобразительно-выразительные средства.
З.К. Хачуков. Биография и творчество.
Рассказ «АзцIабыргра» («Верность»). Мужество и героизм защитников
Родины в годы Великой Отечественной войны. Сюжет и его элементы.
Языковые особенности текста.
М.С.-Х. Тлябичева. Биография и творчество.
Поэма «Квырмыш азысчпитI амамыр» («Благословляю мир»). Отрывок
из поэмы. Гражданская лирика. Тема войны и мира. Авторская позиция. Язык
и стиль.
К.Л. Мхце. Биография и творчество.

Стихотворения «Сбзазара» («Моя жизнь»), «Абазашта» («Абазашта»),
«Атыдзква»

(«Дома»),

«Хъвыцра»

(«Размышление»),

«ГIайхра»

(«Возвращение»), «Схакв» («Мой край»). Тема беззаветной любви к родине.
Гражданская и философская лирика. Художественные особенности языка
поэта.
М.З. Дагужиев. Биография и творчество.
Рассказ

«ГIвзачва»

переосмысление

(«Друзья»).

героями.

Нравственные

Характеристика

героев

ценности
и

их

и

их

поступков.

Особенности сюжета и композиции.
Р.М. Хужев. Биография и творчество.
Рассказ «ХъацIара» («Мужество»). Изображение событий Великой
Отечественной войны. Образ героя, мотивы его поступков. Композиционное
построение.
К.А. Баталов. Биография и творчество.
Стихотворения «ЦІлакІ ауатра йласымцІазтын» («Если не посадил я ни
одного дерева»), «Сара с-Гвым» («Моя Кума»), «Асы гІасуан» («Шёл снег»),
«Рахчына»

(«Очажная

цепь»),

«Адзыхь»

(«Родник»).

Гражданская,

философская и пейзажная лирика. Пейзаж как средство художественного
изображения. Языковые особенности.
Ч.Х. Татаршао. Биография и творчество.
Рассказ «Мшвчыр» («Медвежонок»). Тема любви к природе, гармонии
природы и человека. Образ мальчика Мурата и его заботливого отношения к
медвежонку. Композиционные и языковые особенности текста.
Н.Ц. Муратков. Биография и творчество.
Очерк «Зпсадгьыл йазцIабыргыз» («Верность Родине»). Память о Герое
Советского Союза Замахщери Османовиче Кунижеве. Характеристика
подвига Кунижева в советско-финской войне. Время, события, образы.
В.З. Копсергенова. Биография и творчество.
Рассказ «Асквшышви апхIвыси» («Столетие и женщина»). Историзм
произведения. Фольклорные мотивы в повествовании старика-мудреца.
Мастерство автора в построении сюжета. Языковые особенности текста.

А.К. Ионов. Биография и творчество.
Стихотворение «Уаба йтдзы» («Отцовский дом»). Гражданская лирика.
Нравственная

проблематика.

Поэтическая

глубина

изображения.

Особенности поэтической речи.
М.Ю. Кишмахов. Биография и творчество.
Рассказ

«Кьащиф

ймашакв»

(«Мешок

Кешифа»).

Тема

взаимоподдержки и взаимопомощи жителей абазинского селения в тяжёлые
годы Великой Отечественной войны. Характеристика героев. Особенности
языка писателя.
Современная абазинская литература.
Ф.Н. Апсова. Биография и творчество.
Стихотворения

«АжвгIванд

йазыхътIпI» («Открыто

для

неба»),

«ТкIвапскI аъара...» («Величиной с каплю»), «АйачIва хвыц» («Маленькая
звёздочка»), «Аквашуа» («Гроза»). Пейзажная лирика. Тема гармонии
человека и природы. Особенности поэтической речи.
Е.М. Шхаева. Биография и творчество.
Стихотворения «Скыт амгIваква» («Дороги моего аула»), «ХIа хIпны»
(«Дома»), «Агъныла акыт сшазыбжу ауи аъара йыгьсыздырам» («Зимний
аул»). Гражданская и пейзажная лирика. Идея, ритмика, рифма.
Х.С. Аджибеков. Биография и творчество.
Стихотворения

«ЙгьхъарцIум

уыжвгьи» («Всё

ещё

не верят»)

«ХIбзазапI гвырчIвагата!» («Поживём от души!»), «Сара скIкIара» («Мой
огонёк»),

«АдахIвракви

ахIвахIвракви»

(«Успехи

и

пожелания»).

Гражданская лирика. Тема любви поэта к своему народу. Изобразительновыразительные средства языка в стихотворениях. Особенности поэтической
речи.
Л.К. Шебзухова. Биография и творчество.
Стихотворения «Ей, АбазаргIа!» («Эй, абазины!»), «СуагIа» («Мой
народ»), «Убзаза, хIашва» («Живи, наша песня»), «АщхъагIвчва рнамыс»
(«Красота души горцев»). Тема любви к своему народу, к традициям и
обычаям. Средства художественной выразительности. Особенности языка.

Литература народов Российской Федерации.
А.С. Пушкин.

Стихотворение

«Син»

(«Памятник»)

(перевод

К.Л. Мхце).
Х.Б. Байрамукова. Стихотворение «Сара с-Россия» («Моя Россия»)
(перевод К.Л. Мхце).
Теория литературы.
Фольклор.

Сказание.

Повесть.

Поэма.

Авторская

позиция.

Психологизм. Конфликт произведения. Художественный образ. Юмор.
Сатира. Драма как род и жанр, её особенности.
Содержание обучения в 9 классе.
Введение.
Роль художественной литературы в духовной жизни человека.
Абазинская литература как искусство слова. Основные темы абазинской
литературы.

Фольклорные

мотивы

и

традиции

в

литературных

произведениях.
Фольклор абазин.
Сказки и легенды. Сказания и их особенности. Нартский эпос. Главные
персонажи нартского эпоса абазин. Жанровые признаки. Противоборство и
торжество героя в борьбе с врагами. Идейно-тематическое своеобразие.
Изобразительно-выразительные средства.
Сказания «Сосрыкъви айныжв лашви» («Сосруко и слепой великан»),
«Сосрыкъви Сотраши» («Сосруко и Сотраш»), «Сосрыкъви Сосранпи»
(«Сосруко и Сосранпа»), «Сосрыкъви ацыгв хъачви» («Сосруко и шестеро
мужчин»), «Сосрыкъва йпсыща» («Гибель Сосруко»).
Народная песня – жанр фольклора. Песни-плачи (агъыбзаква),
трудовые

песни

(анхагвчва

рашваква),

обрядовые

песни

(ацасква

йырпщылу ашваква). Песни-плачи «Гващагъагъ» («Гошегаг»), «Кына йпха
Минат» («Дочь Кыны Минат»), «Фариз» («Песня-плач Фариз»). Трудовые
песни «О, Нана» («О, Нана»), «Ачвагъвара квпи ауарад» («Песня пахотной
миски»), «Чвагъвара уарад» («Пахотная песня»).
Русскоязычная абазинская литература ХIХ века.

А.-Г. К. Кешев. Биография и творчество.
Повесть

«Ахаджьратква»

(«Абреки»)

(перевод

В.Б. Тугова).

Опубликована в журнале «Русский вестник» в 1860 году. Общественный и
семейный уклад как основы абречества в повести «Абрек». Рассказ
«Гвымызк

акыт

йштазгаз»

(«Два

месяца

в

ауле»)

(перевод

В.Н. Меремкулова), опубликован в журнале «Библиотека для чтения» в 1860
году. Этнографизм произведений: быт, нравы, общественные и семейные
отношения. Реалистическая картина жизни горцев второй половины XIX
века.
Абазинская литература в период становления (1933-1941 годы) и в
послевоенный период.
Обретение абазинами письменности (1932). Первые литературные
публикации в школьных учебниках и хрестоматиях, на абазинской странице
газеты «Черкес плиж» (1933-1938). Появление абазинской национальной
газеты «Черкес къапщ» («Красная Черкесия», 1938). Основные имена,
тематика и проблематика публикуемых в ней произведений: И. Табулова
«Ленинцы», С. Дармилова «Передано Красной армии», А. Магажокова
«Наша жизнь светится», П. Цекова «Сталинская конституция», М. Малхозова
«Первый день мая». Стихотворения «Раньше и теперь» (1936) Д. Озова и
И. Табулова как характерные произведения начала советской эпохи. Выход
первых художественных книг на абазинском языке в переводе с русского:
Л. Квитко «Письмо Ворошилову» (1939), А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке» (1939), Н. Вирты «Иностранка» (1940), Д. Кусова «Клубные пьесы»
(1941).
Т.З. Табулов. Биография и творчество.
Пьеса «Зули» («Зули»), рассказ «Джьалдуз» («Джалдуз»). Трагизм
кавказской войны XIX века в рассказе «Джалдуз». Мастерство передачи
образов. Драматизм судьбы девушки-горянки в дореволюционный период.
Роль

изобразительно-выразительных

переживаний
произведений.

героев.

Символизм.

средств
Лаконизм

в

передаче
как

общее

внутренних
свойство

М.М. Малхозов. Биография и творчество.
Поэма «Анасып мгва» («Рождение счастья»). Отрывок из поэмы. Одно
из лучших поэтических произведений довоенной национальной литературы.
Противопоставление

дореволюционной

(закабаленной)

и

послереволюционной (свободной) жизни трудящихся. Образность мышления
автора. Роль изобразительно-выразительных средств в создании образов.
Идеологическая направленность произведения.
Н.А. Озов. Биография и творчество.
Рассказы «Муса дшгамгвайсыз» («Путь Мусы»), «Чваргьа-чврыс»
(«Мерцание»). Рассказы Озова как типичное произведение советской
литературы 1930-х годов. Картины бедняцкой семьи до революции. Контраст
образа труженика, замученного нуждой, и образа расчётливого дельца, в ком
животное начало берет верх над человеческим. Роль изобразительновыразительных средств в раскрытии характеров персонажей.
И. Табулов. Биография и творчество.
Роман «Азамат» («Азамат»). Отрывок из романа. Поэма «Ращид
йгайхра» («Возвращение Рашида»). Картина нищеты и бесправия горцев в
дореволюционной России. Этнографический аспект: быт, нравы, обычаи
абазин. Деление персонажей на положительных и отрицательных. Образ
Асхада как типичного представителя угнетенного народа. Символика трёх
полупотухших угольков. Традиционные средства фольклорной эстетики в
портретной характеристике Фатимат, её драматическая судьба. Смерть
матери

как

поворотное

революционными

идеями.

событие
Образ

в

сознании

Зурьят

как

Азамата,

увлечение

пример

духовного

раскрепощения горянки.
87.10.5. Литература народов Российской Федерации.
А.А. Шогенцуков. Стихотворение «Сан» («Моя мать») (перевод
К.А. Баталова). Роман в стихах «Къамботи Льаци» («Камбот и Ляца»)
(перевод К.А. Баталова). Отрывок из романа.
Теория литературы.

Фольклор. Народные песни, их жанровая классификация. Лирическая и
эпическая поэма. Литературный герой (поступки и характер, речевая
характеристика,

отношения

с

другими

героями,

авторская

оценка).

Лирическая повесть. Роман. Эпиграф. Историзм. Автобиографичность.
Планируемые результаты освоения программы по родной (абазинской)
литературе на уровне основного общего образования.
В результате изучения родной (абазинской) литературы на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и

правилах

межличностных

отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров
из родной (абазинской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров
из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной
организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(абазинского) языка и родной (абазинской) литературы, истории, культуры
Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений
абазинской литературы, а также русской и зарубежной литератур;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение

к

символам

России,

государственным

праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в абазинской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное

неприятие

асоциальных

поступков,

свобода

и

ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение

гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение
принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным
эмоциональным

состоянием,

сформированность

навыка

рефлексии,

признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с
оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства

с

деятельностью

героев

на

страницах

литературных

произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений абазинского фольклора и литературы, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том

числе

сформированное

при

знакомстве

с

литературными

произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация

в деятельности на

современную систему научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с
использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики литературного образования, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая

семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из

другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей
литературных произведений;
способность

во

взаимодействии

в

условиях

неопределённости,

открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях
неопределённости,

повышать

уровень

своей

компетентности

через

практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт,
требующий

воспринимать

контрмер,

оценивать

стрессовую ситуацию как вызов,
ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей
ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
В результате изучения родной (абазинской) литературы на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умение совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять

и

характеризовать

существенные

признаки

объектов

(художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и
явлений

(литературных

направлений,

этапов

историко-литературного

процесса);
устанавливать

существенный

признак

классификации

и

классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять
критерии проводимого анализа;
с

учётом

предложенной

задачи

выявлять

закономерности

и

противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над
текстом,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
литературном образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить
исследование

по

по

самостоятельно

установлению

составленному

особенностей

плану

небольшое

литературного

объекта

изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать

на

применимость

и

достоверность

информацию,

полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в
литературных произведениях.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

с

информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе литературной и другой информации или данных из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
литературную

и

другую

информацию

различных

видов

и

форм

представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные

задачи

несложными

схемами,

диаграммами,

иной

графикой

и

их

комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям,

предложенным

учителем

или

сформулированным

самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций,
находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

ориентироваться

в

различных

подходах

принятия

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

самоконтроля,

эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в
литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей,
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;

осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

преимущества

командной

деятельности:
понимать

и

использовать

групповой,

коллективной)

конкретной

проблемы

и

на

индивидуальной

уроках

родной

работы

при

(абазинской)

(парной,
решении

литературы,

обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать

мнения

нескольких

человек,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной
(абазинской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Предметные результаты изучения родной (абазинской) литературы. К
концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
понимать значение абазинской литературы для сохранения и передачи
духовно-нравственных ценностей родной культуры и языка, осознавать
важность чтения для собственного развития;
анализировать литературное произведение: определять его родовую и
жанровую принадлежность, понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос

литературного

произведения,

характеризовать и

сопоставлять героев-персонажей, понимать смысл основных теоретиколитературных понятий;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,
читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, использовать
разные виды чтения, пересказывать прозаические произведения или их
отрывки с использованием образных средств абазинского языка, отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
понимать связь литературных произведений со временем их написания,
выявлять

отражённые

в

литературных

произведениях

нравственные

ценности, их общность с произведениями других народов;
определять

в

произведении

изобразительно-выразительные

элементы

средства

языка,

сюжета

и

композиции,

понимать их роль

в

раскрытии содержания произведения;
участвовать в диалоге о прочитанном, формулировать и выражать
(устно и письменно) собственное отношение к произведениям абазинской
литературы.
Предметные результаты изучения родной (абазинской) литературы. К
концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать духовно-нравственную ценность абазинской литературы в
воспитании любви к Родине, родному краю, к абазинской национальной
культуре и языку;
понимать образную природу литературы как явление искусства,
эстетические

возможности

абазинского

языка,

определять

роль

изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов
стихотворных и прозаических произведений;
анализировать

литературное

произведение:

определять

его

принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать

тему,

идею,

нравственный

пафос

литературного

произведения, приводить сравнительные характеристики героев-персонажей;
соотносить литературное произведение с определённым историческим
периодом, выявлять в произведениях абазинского фольклора, абазинских
писателей нравственные ценности;
владеть

элементарной

литературоведческой

терминологией

при

анализе литературного произведения;
самостоятельно

интерпретировать

изученные

литературные

произведения, понимать авторскую позицию и определять своё отношение к
ней.
Предметные результаты изучения родной (абазинской) литературы. К
концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять общечеловеческие ценности, отражённые в абазинской
литературе, её самобытность и общность с произведениями других народов;
проводить смысловой и эстетический анализ произведений абазинского
фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное;
выявлять основные особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для творческой манеры писателя,
определять их художественные функции;
анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тему, идею и проблематику произведения, его родовую и
жанровую принадлежность, выявлять позицию героя, рассказчика и
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения,
характеризовать

героев-персонажей,

приводить

их

сравнительные

характеристики, оценивать систему персонажей, определять особенности
композиции и основной конфликт произведения;
пересказывать прочитанное произведение, его сюжет, используя
различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, создавать
устные и письменные высказывания, творческие работы, составлять отзыв о
прочитанном;
пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой,
словарями,
информации,

интернет-ресурсами
подготовки

для

поиска

индивидуальных,

необходимой

коллективных,

учебной

творческих,

проектных и исследовательских работ.
Предметные результаты изучения родной (абазинской) литературы. К
концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать важность чтения и изучения произведений абазинского
фольклора и художественной литературы как способа познания мира и
окружающей действительности, истории и культуры абазинского народа;
анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
отражённые в нем реалии; характеризовать героев-персонажей, приводить их
сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять
особенности композиции произведения, характеризовать авторский пафос;
объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической

и

эстетической

проблематики

произведений,

выявлять

языковые особенности художественного произведения, поэтической и
прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные
средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять
их художественные функции;
понимать функции теоретико-литературных понятий и самостоятельно
использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений;

рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историколитературного

процесса

(определять

и

учитывать

при

анализе

принадлежность произведения к историческому времени, определённому
литературному направлению);
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений,
темы,

проблемы,

жанры,

художественные

приёмы,

эпизоды

текста,

особенности языка, сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями других видов
искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, фотоискусство,
компьютерная графика);
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить собственную позицию с

позицией автора и позициями

участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному.
Предметные результаты изучения родной (абазинской) литературы. К
концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать значимость чтения произведений родной литературы для
личного

духовно-нравственного

и

культурно-эстетического

развития,

осознавать роль абазинской литературы в формировании гражданственности
и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
анализировать

литературные

произведения

разных

жанров,

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное,
понимать

условность

художественной картины мира,

отражённой

в

литературных произведениях;
анализировать произведение в единстве формы и содержания,
определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую
принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
отражённые в нем реалии, характеризовать героев-персонажей, приводить их
сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять

особенности

композиции

и

основной

конфликт

произведения,

характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской
оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем
как адресатом произведения;
объяснять своё понимание нравственно-философской, социальноисторической

и

эстетической

проблематики

произведений,

выявлять

языковые особенности художественного произведения, поэтической и
прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные
средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной
дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с
позицией

автора

и

мнениями

участников

дискуссии,

давать

аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения,
используя изученные теоретико-литературные понятия;
определять характерные особенности научно-познавательных, учебных
и художественных текстов, писать отзыв на прочитанное произведение
создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать
краткую

аннотацию,

сочинение-рассуждение

по

заданной

теме

с

использованием прочитанных произведений, представлять устный или
письменный ответ на проблемный вопрос, использовать цитирование;
самостоятельно

формировать

свой

круг

чтения,

выбирая

художественную литературу по интересующей тематике, пользоваться
библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернетресурсами для получения дополнительной информации, для подготовки
индивидуальных, коллективных, творческих, проектных и исследовательских
работ.

5 класс(34ч).
Родная литература.
№

Тема

Дата

Кол-во Примечание

1.

Вступление.

2.

Сказки ,загадки, пословицы.

Стр 3-5

3.

Сказка «Как дочка старика победила
короля».
Сказка «Трое друзей и девушка».

Стр 8

Стр 16-17

7.

Сказки Тугова Владимира «Ум и богатство»,
«Старик и муравей».
Сказки «Женщина и ласточки», «Палка
старика».
Сказка «Дадамыжв йпа ГъырпIи».

8.

Сказка «Сын великана».

Стр 32-34

9.

Сочинение.

10.

Стр 42-51

13.

Сказка «Как три брата обманули короля», и
«Семь слов».
Лирика Тлябичевой Миры и Баталова
Касея.
Рассказ Тхайцухова Бемурзы «Воробьи
старушки».
Цеков Пасарби рассказ «Гуси».

14.

Рассказ «Хачукова Замахщери «Халид».

Стр 68-77

15.

Стихи Джегутанова Кали и Чикатуева
Шахимби.
Построение литературного языка. Эпитет.

Стр 77-78

16.

Стр 80-86

17.

Рассказ Чикатуева Шахимби «Голубой
чемодан».
Тхайцухов Бемурза рассказ «Кбыт».

18.

Сочинение.

19.

Стр 91-94

20.

Лирика Чикатуева Микаэля и Джегутанова
Кали.
Стихи Джегутанова Кали и Мхце Керима.

21.

Рассказы и стихи абазинских писателей о

Стр 100-103

4.
5.
6.

11.
12.

Стр 13

Стр 18-20
Стр 23-32

Стр 53-54
Стр 56-59
Стр 59-68

Стр 86-91

Стр 96-99

22.
23.
24.

войне.
Абазинские сказки «Сон испугавший Суфу» и
«Комар и дуб».
Рассказ Табулова Толистана «Татыщ».

Стр 105-107
Стр 107-117
Стр 117-124

27.

Физиков Шахимби рассказ «Белая лошадь
Каканы».
Рассказ Физикова Шахимби «По следу
росы».
Тхайцухов Бемурза рассказ «Обида и
разочарование».
Сочинение.

28.

Сказки Тугова Владимира «ХъабыжьчкIвын».

Стр 143-147

29.

Стр 159-173

33.

Поэма Ионова Галисы «Как Сосруко принес
огонь Нартам».
Рассказы Хужева Ращида «Молодость» и
Воспоминание».
Лирика Апсовой Фатимы стихотворение «
Осень».
Рассказы Дагужиева Мухадина «Посмотрим
вернется ли?»
Рассказ «Кана».

34.

Рассказ «Друзья».

Стр 196-200

25.
26.

30.
31.
32.

Стр 124-130
Стр 137-143

Стр 173-188
Стр 188
Стр 189-192
Стр 192-196

6 класс (35ч).
Родная литература
№

Тема

.

Дата

Кол-во

Примечание

1.

Вступление.

2.

Сказки, загадки,пословицы.

Стр 3-5

3.

Сказка «Ослы трех братьев».

Стр 6-10

4.

Старинные рассказы.

Стр 10-16

5.

Стр 16-19

6.

Чикатуев Микаэль сказки про Ходжу Насреддина
«Болезнь», «Конец света».
Рассказ Джегутанова Кали «Крепость врага».

7.

Проза Тхайцухова Бемурзы.

Стр 34-44

8.

Лирика Цекова Пасарби.

Стр 45-49

9.

Сочинение.

10.

Рассказ Мураткова Николая «Я не обиделся».

Стр 51-52

11.

Лирика Мхце Керима.

Стр 52-55

12.

Рассказ Дагужиева Мухадина «Голова и сердце».

Стр 56-58

13.

Хужев Ращид рассказ «Дорога».

Стр 58-64

14.

Лирика Баталова Касея.

Стр 65-66

15.

Рассказ Аджибекова Хаджисмеля «Тулуп».

Стр 66-71

16.

Лирика Тлябичевой Миры.

Стр 71-72

17.

Рассказы про героев войны.

Стр 73-76

18.

Сочинение.

19.

Лирика Апсовой Фатимы.

Стр82-83

20.

Рассказ Хачукова Замахщери «Шапка отца».

Стр 83-88

21.

Рассказ Копсергеновой Валентины «Невеста».

Стр 88-90

23.

Поэма Табулова Толистана «Дадыри аунагIвашвкIи
ртурых».

Стр 92-115

Стр21-34

24.

Сказка Табулова Толистана «Сын квочки».

Стр 115-122

25.

Сказка Табулова Толистана «Арахвхча Бата».

Стр 122-143

26.

Лирика Мхце Керима.

Стр143

27.

Сочинение.

28.

Проза Цекова Пасарби «Водитель машины».

Стр145-151

29.

Поэма Джегутанова Кали «Кровь на льду».

Стр151-155

30.

Стр 155-162

31.

Рассказ Хачукова Замахщери «Учитель Мухарби
вернулся».
Физиков Шахимби рассказ «Добро и зло».

32.

Проза Тхайцухова Бемурзы «Тайна двух семей».

Стр 170-189

33.

Поэма Чикатуева Микаэля «Высота Андрухая».

Стр 189

34.

Лирика Лагучева Джумаладина и Тлябичевой
Миры.
Лирика Мхце Керима.

Стр 195-202

35.

Стр 162-170

Стр 208-210

7 класс(34).
Родная литература.
№

Тема

1.
2.
3.
4.
5.

13.

Вступление.
Рассказ Табулова Толистана «Месть Мурата».
Проза Жирова Хамида «Поиски жизни».
Рассказ Цекова Пасарби «Встреча».
Проза Джегутанова Кали рассказы «Сын народа не умирает»,
«Месть».
Тхайцухов Бемурза рассказ «Сын жизни».
Рассказы Чикатуева Шахимби«Ахьырахв асурат», «Двое».
Лирика Лагучева Джумаладина.
Сочинение.
Поэма Чикатуева Микаэля «Два абрека».
Рассказ Дагужиева Мухадина «Бакьыр»
Рассказы Кишмахова Меджида «Воспоминания», «А ты
помнишь?»
Лирика Тлябичевой Миры

14.

Лирика Баталова Касея и Шхаевой Кати.

Стр 172-17

15.

Стр 177-180

33.

Проза Меремкулова Владимира рассказ «Как Сосруко принес
огонь».
Рассказ «Баданока из Нартов».
Рассказ «Меч Сосруко».
Сочинение.
Лирик а Ионова Галисы
Лирика Мхце Керима стихотворение «Новое имя».
Лирика Шебзуховой Ларисы «Родина»,«Потом»,«Абазиния»,
«Мой язык».
Проза Джегутанова Кали рассказ «Даримас».
Рассказ Джегутанова Кали «Проверка».
Лирика Чикатуева Микаэля «Дороги Абхазии», «Свет».
Лирика Тлябичевой Миры «Дождь идет, «Утро Инжича».
Проза Бемурзы Тхайцухова «Обида», «Дрессировщик».
Сочинение.
Лирика Мхце Керима
Проза Дагужиева Мухадина рассказ «Ливень».
Поэма Лагучева Джумаладина «Дочь Кыни Минат».
Рассказ Физикова Шахимби «Хасанчо и Карапаго».
Рассказ Копсергеновой Валентины «АхIададжьадква
йанырзаманыз».
Рассказ Курумбая Абдулаха «Алий Мурзабек».

34.

Сочинение.

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Дата

Колво

Примечание

Стр 4-28

Стр 28-42
Стр 42-58
Стр 60-91
Стр 92-9
Стр 100-121
Стр 121-125
Стр 127-139
Стр 142-152
Стр 154-166
Стр 167-17

Стр 180-184
Стр 185-188
Стр 189-191
Стр 192-195
Стр 196-199
Стр 201-207
Стр 207-227
Стр227-229
Стр 230-232
Стр 233-242
Стр 243-252
Стр 253-266
Стр 267-270
Стр 270-276
Стр 277-284
Стр 285-289

8 классс(34ч).
№

Тема

Дата

Кол-во

Примечание

1.

Вступление. Обращение к ученикам.

стр 3-5.

2.

Сказки «Добрая и злая душа»,
«Белогривый конь».
Детские игры.

Стр 7-16.

История семьи Трамовых.Рассказ
Табулова Толистана «Гвыхъа».
Рассказ Табулова Исмагиля «Холодное
утро».
История семьи Мекеровых. Рассказ
Жирова Хамида «Пробужденные
солнцем».
Сочинение.

Стр 30-50

История семьи Лоовых. Рассказ Цекова
Пасарби «Гора Ахмата».
История семьи Кячевых. Рассказ
Джегутанова Кали «Маленький
Барцыц».
Теория литературы. Роман.

Стр 69-81.

Роман Тхайцухова Бемурзы «Горсть
земли».
История семьи Лафишевых. Рассказы
Чикатуева Шахимби «Маленькие
огоньки».
Рассказы Чикатуева Шахимби про
Какану.
Сочинение.

Стр 107-132.

История семьи Баговых. Лирика
Лагучева Джумаладина.
История семей Лоовых и Дударуковых.
Рассказы Чикатуева Микаэля.
Теория литература. Композиция и
сюжет.Рассказ Хачукова Замахщери.
Лирика Тлябичевой Миры.

Стр 159-166.

Стр 216-232.

21.

История семьи Клычевых. Лирика Мхце
Керима.
Проза Дагужиева Мухадина. Рассказ
«Друзья».
Сочинение

22.

Лирика Апсовой Фатимы.

Стр 238-241.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Стр 25-37.

Стр 50-55
Стр 55-57.

Стр 83-86.

Стр 132-138.
Стр141-153

Стр 179-195.
Стр 196-199.
Стр 207-214.

Стр 233-237.

Теория литературы. Стихотворение.
Рассказ Хужева Ращида «Мужество».
Лирика Баталова Касея стихи «Снег
идет», «Родник».
Лирика Шхаевой Кати стихи «Дорога
домой», «У нас» «Не верю».
Проза Татаршао Чагбана рассказ
«Медвежонок».
Рассказ Нирова Патыща «Брат и сестра».

Стр 241-253.

Проза Мураткова Николая рассказ
«Верный Родине».
Сочинение.

Стр 283-287.

Теория литературы. Очерк. Рассказ
Копсергеновой Валентины «Женщина и
столетия».
Лирика Ионова Галисы.

Стр 287-290.

Стр 307-316.

33.

Проза Кишмахова Меджида рассказ
«Мешок Меджида».
Лирика Аджибекова Хаджи-Исмеля

34.

Лирика Шебзуховой Ларисы.

Стр 324-326.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.

Стр 253-257.
Стр 258-262.
Стр 263-275.
Стр 275-282.

Стр 302-305.

Стр 316-320.

9кл (34ч).
Родная литература
№

Тема

1.

Абазинский фольклор. Жанры фольклора.

2.

Эпос «Нарты». Сказка «Сосруко и слепой
великан».

3.

Сказка «Сосруко и Сосранпа».

4.

Сказка «Сосруко и Сотраш»

5.

Сказка «Сосруко и шестеро мужчин».

6.

Сказка «Дочь солнца и луны».

7.

Сказка про Мидпу».

8.

Сказка «Сын великана».

9.

Сказка «Токъвзальым»и «Мужество Къвапы».

10. Сказка «Кузнечик» и «Безбородый».
11. Сочинение.
12. Загадки и пословицы.
13. Песня-плачь «Гващагъагъ».
14. Песня-плачь «дочь КыниМинат».
15. Песни землепашцев.
16. Кячев Адыльгьари рассказ «Как я провел два
месяца».
17. Рассказ КячеваАдыльгьари «АхIаджьратква».
18. Тема и идея рассказа.
19. Образы главных героев.
20. Сочинение

Дата

Кол-во

Примечание

21. Творчество Табулова Толистана,пьеса «Зули».
22. Рассказ «Джьалдуз».
23

Творчество Гулиа Дырмит роман «КIамачIычI.»

24. Сюжет и композиция романа.
25. Образ главной героини.
26. Сочинение.
27. Творчество ШогенцуковаАли ,стихотворение
«Мать» Роман Шогенцукова А. «Камбот и Льаца».
28. Проза Мураткова Чухаиба,рассказ «Как Мурат
стал командиром».
29. Рассказ Мураткова Чухаиба «Атшыпхт».
30.
Озов Нух рассказ «Как Муса шел».
31.
Рассказ Озова Нуха «Чваргьа-чврыс».
32.
Табулов ИсмагIиль роман «Азамат».
33. Поэма Табулова ИсмагIильа«Возвращение
Ращида».
34. Сочинение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (878) 73-34-1-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».