Рабочая программа по учебному предмету родной язык 5-9 кл.

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа а.Эльбурган им.У.Мекерова»
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Заместитель директора по
________________________ УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Абдулаева Р.Д. _______________________
Меремкулова А.Ф.

Ф.К.Шаева
Приказ №60 от «31».08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Родной (абазинский) язык»
для обучающихся 5 – 9 классов

Эльбурган 2024 г.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(абазинский) язык».
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной
(абазинский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература»)
(далее соответственно – программа по родному (абазинскому) языку, родной
(абазинский) язык) разработана для обучающихся, владеющих родным
(абазинским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(абазинскому) языку.
Пояснительная записка отражает цели изучения родного (абазинского)
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(абазинскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за
весь период обучения на уровне основного общего образования, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Пояснительная записка.
Программа по родному (абазинскому) языку разработана с целью
оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету.
Программа по родному (абазинскому) языку ориентирована на
формирование
(абазинскому)

позитивного
языку,

отношения

развитие

их

обучающихся

интеллектуальных

к
и

родному
творческих

способностей, речевого этикета, общей культуры.
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на родном
(абазинском) языке имеют патриотическую, гражданственную, морально-

этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение
обучающихся к национальной культуре, что обеспечивает формирование
личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим
ценностям.
В содержании программы по родному (абазинскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: язык, общие сведения о языке, разделы
науки о языке (фонетика и орфоэпия, графика, орфография, лексикология и
фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и
пунктуация),

речь,

речевое

общение

и

культура

речи.

Данные

содержательные линии тесно взаимосвязаны, определяют предмет обучения
и его структуру.
Изучение родного (абазинского) языка направлено на достижение
следующих целей:
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных
умений и культуры речи на родном (абазинском) языке;
расширение знаний о специфике родного (абазинского) языка, об
основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке, о
стилистических ресурсах и основных нормах абазинского литературного
языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса, увеличение объёма
используемых грамматических средств;
осознание

эстетической ценности родного (абазинского) языка,

воспитание интереса и сознательного отношения к нему как к духовному
наследию народа, отражающему культурный опыт абазин.
Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(абазинского) языка, – 170 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание обучения в 5 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Язык как средство общения.
Родной язык – основа существования народа. Значение изучения

абазинского языка.
Абазинский язык – один из государственных языков КарачаевоЧеркесской Республики.
Разделы науки о языке.
Языкознание и её основные разделы.
Основные единицы абазинского языка, их признаки и особенности
употребления в речи.
Типы речи.
Фонетика. Орфоэпия.
Фонетика как раздел науки о языке.
Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки. Простые и
сложные гласные. Простые и сложные согласные. Глухие и звонкие
согласные.

Смычно-гортанные

(лабиализованные)

согласные.

(абруптивные)
Звуки,

согласные.

обозначаемые

буквами

Губные
у,

й.

Фонетический разбор.
Орфоэпия как раздел науки о языке.
Особенности произношения слов, заимствованных из русского языка.
Слог. Открытые и закрытые слоги.
Ударение. Перемещение ударения при изменении формы слова.
Орфоэпический тренинг.
Графика.
Графика как раздел науки о языке.
Алфавит абазинского языка.
Буква – знак звука. Соотношение звука и буквы. Звуки, обозначаемые
одним, двумя, тремя знаками.
Прописные и строчные буквы, их употребление.
Орфография.
Орфография как система правил правописания.
Орфографические правила. Анализ и характеристика отдельного слова.
Особенности произношения и написания слова.
Правила переноса слов.

Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем.
Сложные слова и их правописание: слитное, дефисное и раздельное
написание.
Соблюдение основных орфографических норм
Пользование орфографическим словарём.
Лексикология и фразеология.
Лексикология как раздел науки о языке.
Понятие словарного запаса.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Литературный язык и местные диалекты.
Речевой этикет.
Исконно абазинские и заимствованные слова. Интернациональные
слова. Неологизмы и устаревшие слова.
Синонимы абазинского языка, ошибки в употреблении синонимов.
Словарь синонимов.
Антонимы, употребление парных антонимов. Словарь антонимов.
Омонимы абазинского языка. Словарь омонимов.
Фразеология как раздел науки о языке. Крылатые выражения. Работа с
фразеологическим словарём.
Лексический разбор слова.
Морфемика и словообразование.
Морфемика и словообразование.
Понятие о морфемике и словообразовании как разделах науки о языке.
Морфема – минимально значимая единица языка, часть слова.
Словоизменение и особенности словообразования различных частей
речи.
Состав слова. Основа слова и окончание. Место окончания в слове.
Корень, приставка, суффикс. Их основные функции.
Однокоренные слова.

Основные морфемные способы образования слов.
Производные и непроизводные основы.
Словообразующие и формообразующие аффиксы.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Морфология.
Морфология как раздел науки о языке.
Знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи.
Имя

существительное.

Грамматические

признаки

имени

существительного: определённость (неопределённость), принадлежность,
число, класс. Синтаксическая роль имени существительного.
Существительные класса человека и класса природы.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Определённые и неопределённые имена существительные.
Число существительных. Существительные, употребляемые только в
единственном и только во множественном числе.
Способы образования существительных.
Правописание

существительных.

Правописание

заимствованных

существительных.
Морфологический разбор существительных.
Речь, речевое общение и культура речи.
Язык и речь.
Слово – важнейшая единица языка.
Нормы абазинского речевого этикета. Развитие речевой культуры.
Речь устная и письменная, разговорная и книжная.
Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Монолог и диалог. Виды диалога.
Содержание обучения в 6 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Значение изучения абазинского языка.
Разделы науки о языке.
Морфология.

Имя прилагательное.
Значение, общие признаки имени прилагательного: морфологические и
синтаксические.
Изменение прилагательных по падежам и числам, способы сочетания
прилагательных

с

существительными.

Препозиция

и

постпозиция

прилагательного в словосочетании с существительным.
Морфологические категории имени прилагательного: определённость и
неопределённость, принадлежность, число.
Способы образования степени сравнения прилагательных в абазинском
языке.
Образование прилагательных.
Правописание

прилагательных.

Правописание

сложных

прилагательных.
Морфологический разбор прилагательных.
Имя числительное. Значение числительного и его грамматические
признаки. Функции числительного в предложении.
Система счета в абазинском языке.
Разряды числительных по составу (простые, сложные и составные).
Разряды числительных по значению (количественные, порядковые).
Дробные числительные. Кратные числительные.
Сочетание числительных с существительными.
Выражение грамматических классов числительных.
Правописание числительных.
Морфологический разбор числительных.
Местоимение.
Значение местоимений и их грамматические особенности. Функции
местоимения в предложении. Замещение существительных местоимениями.
Разряды

местоимений.

вопросительные,

Личные,

определительные,

указательные,

неопределённые

местоимения.
Изменение местоимений по лицам и числам.

притяжательные,
и

отрицательные

Правописание местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Речь, речевое общение и культура речи.
Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение.
Сообщение на лингвистическую тему.
Виды диалога: обмен мнениями, побуждение к действию.
Содержание обучения в 7 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Абазинский язык как развивающееся явление.
Взаимосвязь языка, культуры и истории народа.
Значение родного языка в формировании личности.
Разделы науки о языке.
Морфология.
Глагол. Значение глагола, его грамматические признаки: изменение по
лицам, числам, временам. Функции глагола в предложении.
Инфинитивная форма глагола.
Направительные превербы.
Локальные превербы.
Локальные превербы и суффиксоиды.
Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.
Правописание глаголов с удвоенными корнями.
Формы наклонений глагола.
Образование отрицательной формы глагола.
Лично-местоимённые аффиксы глагола.
Переходные и непереходные глаголы
Показатели субъекта в структуре глагола
Показатели прямого объекта в структуре глагола.
Показатели косвенного объекта в структуре глагола.
Подвижные корни в структуре глагола.
Образование глаголов с помощью аффикса р.
Образование глаголов с помощью приставок з, чв.

Образование глаголов с помощью аффикса совместности ц.
Образование отымённых глаголов.
Образование глаголов с помощью приставки ма.
Образование глаголов с помощью аффикса возвратности тш.
Образование глаголов с помощью аффиксов: ан, ъа, ахьъа, ш.
Вопросительная форма глагола.
Образование глаголов с помощью аффиксов: зл (а), х, л.
Образование глаголов с помощью аффиксов: дз (а), чв (а), гвыщ (а).
Суффиксы глаголов и их правописание.
Морфологический разбор глагола.
Речь, речевое общение и культура речи.
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.
Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
Содержание обучения в 8 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Формирование абазинского литературного языка и его роль в жизни
народа.
Абазинские учёные-языковеды.
Абазинский язык среди других языков абхазо-адыгской семьи.
Значение родного языка и его влияние на формирование личности.
Разделы науки о языке.
Морфология.
Причастие как часть речи. Образование форм причастий. Образование
причастий посредством относительно-местоимённых аффиксов. Образование
причастий от статических и динамических глаголов.
Глагольные признаки у причастий: изменение по лицам, числам и
временам.
Спряжение полиперсональных причастий.
Словосочетания причастий с именами.
Роль причастия в предложении.

Правописание причастий.
Морфологический разбор причастий.
Деепричастие как инфинитная форма глагола. Значение деепричастия.
Способы образования деепричастий.
Глагольные и наречные признаки деепричастия. Изменение по лицам
и временам, связь с глаголом.
Образование утвердительных и отрицательных форм деепричастий.
Роль деепричастия в предложении.
Правописание деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Наречие. Определение наречия. Грамматические признаки наречия.
Группы

наречий

по

значению:

места,

времени,

образа

действия,

вопросительные, неопределённые.
Способы образования наречий (аффиксы, словосочетания).
Правописание наречий.
Морфологический разбор наречия.
Союз

как

часть

речи.

Грамматические

признаки

союза:

неизменяемость, отсутствие синтаксической роли.
Союзы по способу образования: простые, сложные.
Союзы по характеру выражаемых ими синтаксических отношений:
соединительные, разделительные, противительные и сопоставительные
союзы.
Союзные суффиксы.
Правописание союзов.
Морфологический разбор союзов.
Частица.

Грамматические

признаки

отсутствие синтаксической роли.
Разряды частиц по значению.
Разряды частиц по структуре.
Правописание частиц.
Морфологический разбор частиц.

частицы:

неизменяемость,

Междометия и звукоподражательные слова. Отличие междометий и
звукоподражательных слов от других частей речи.
Образование звукоподражательных слов.
Эмоциональная окраска междометий и звукоподражательных слов.
Знаки препинания, с помощью которых выделяются междометия.
Правописание междометий.
Морфологический разбор междометия.
Синтаксис. Пунктуация.
Синтаксис как раздел науки о языке.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции.
Словосочетание. Основные виды и классы словосочетаний: по
значению главного слова (именные, глагольные, наречные, местоимённые),
по составу (простые, сложные).
Главные и зависимые слова в словосочетании.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Предложение.
Сходства и различия между словосочетанием и предложением.
Виды предложений по цели высказывания
побудительные,

вопросительные)

и

по

(повествовательные,

эмоциональной

окраске

(восклицательные и невосклицательные).
Простое предложение.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Простое именное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.
Однородные сказуемые и их пунктуационное оформление.
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Наличие в качестве отдельного слова и присутствие его показателя в
глаголе.
Случаи формального отсутствия показателя подлежащего в глаголесказуемом.
Однородные подлежащие и их пунктуационное оформление.
Дополнение. Понятие о дополнении.

Прямое и косвенное дополнение. Наличие (отсутствие) дополнения в
качестве отдельного слова и присутствие его показателя в глаголе-сказуемом.
Способы выражения дополнения.
Однородные дополнения и их пунктуационное оформление.
Определение. Способы выражения определения.
Особенности определения в абазинском предложении.
Позиция определения по отношению к определяемому слову.
Распространеннные и нераспространённые определения.
Однородные и неоднородные определения, обособленные определения
и их пунктуационное оформление.
Обстоятельство. Понятие об обстоятельстве.
Способы выражения обстоятельства.
Классификация обстоятельств: обстоятельства места, времени, образа
действия, цели, причины.
Обстоятельственные аффиксы в абазинском языке.
Обособленные обстоятельства и обстоятельственные обороты.
Знаки

препинания

при

обстоятельствах

и

обстоятельственных

оборотах.
Синтаксический анализ простого предложения.
Речь, речевое общение и культура речи.
Монолог-описание,

монолог-рассуждение,

монолог-повествование;

выступление с научным сообщением.
Диалог.
Содержание обучения в 9 классе.
Язык, общие сведения о языке.
Родной язык ‒ основа существования народа.
Абазинский язык как форма выражения национальной культуры.
Взаимосвязь языка с историей народа. Национально-культурная специфика
абазинского языка.
Значение формирования абазинского литературного языка. История
абазинской письменности. Абазинский язык в современном мире.

Абазинский язык – один из государственных языков КарачаевоЧеркесской Республики.
Разделы науки о языке.
Синтаксис и пунктуация.
Понятие

о

сложном

предложении,

его

отличие

от

простого

предложения.
Связь частей сложного предложения с помощью интонации.
Способы связи частей сложного предложения с помощью союзов и
союзных слов. Специфика сложных предложений в абазинском языке.
Классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные.
Понятие о сложносочинённом предложении.
Типы

сложносочинённых

предложений

по

способу

связи:

с

соединительными, противительными и разделительными отношениями.
Средства связи между частями сложносочинённого предложения.
Союзы и союзные слова как средство связи.
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Классификация бессоюзных сложных предложений по значению.
Разделительные

знаки

препинания

в

бессоюзном

сложном предложении.
Обособление частей бессоюзного сложного предложения с помощью
запятой и точки с запятой.
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
Тире в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения, в которых содержатся союзная и бессоюзная
связь.
Пунктуационное оформление сложных предложений с союзной и
бессоюзной связью.
Синтаксический разбор сложных предложений.
Инфинитная конструкция.
Общая характеристика инфинитной конструкции.

Виды инфинитных конструкций: временные, обстоятельства, образа
действия, причины, цели, условные, уступительные.
Сравнительная конструкция.
Место инфинитных конструкций в предложении.
Знаки препинания в предложениях с инфинитными конструкциями.
Обращение.
Обращение как способ осложнения простого предложения.
Функции обращения, характеристика интонации.
Способы выражения. Позиция в предложении.
Распространённые и нераспространённые обращения.
Употребление частиц при обращениях.
Знаки препинания при обращениях.
Вводные слова и вставные конструкции.
Вводные слова и вводные предложения как способ осложнения
простого предложения. Позиция в предложении.
Вставные конструкции и их функции.
Знаки

препинания

при

вводных

предложениях

и

вставных

конструкциях.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Предложения с прямой речью.
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с
прямой речью.
Способы преобразования прямой речи в косвенную речь.
Слова автора внутри прямой речи.
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с
прямой речью.
Косвенная речь.
Диалог. Способы оформления диалога.
Цитата. Способы выделения цитаты.
Речь, речевое общение и культура речи.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог
(повторение).
Создание

устных

и

письменных

высказываний

разной

коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения
с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций,
фотографий, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).
Подробное,

сжатое,

выборочное

изложение

прочитанного

или

прослушанного текста.
Соблюдение
грамматических,

языковых

норм

стилистических,

(орфоэпических,

лексических,

пунктуационных)

абазинского

литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний.
Приёмы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями,
справочной литературой.
Обзор

стилей

речи:

разговорного,

художественного,

публицистического, официально-делового, научного.
Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(абазинскому) языку на уровне основного общего образования.
В результате изучения родного (абазинского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном
(абазинском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
родном (абазинском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (абазинского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного
(абазинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны,
других народов России, ценностное отношение к родному (абазинскому)
языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и

самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на родном (абазинском) языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного

рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления

с

деятельностью

филологов,

журналистов,

писателей,

уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация

на

применение

знаний

из

области социальных и

естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при

знакомстве

экологические

с литературными

проблемы,

осознание

произведениями,

поднимающими

своей роли как гражданина

и

потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация

в деятельности на

современную систему научных

представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной

деятельности,

а

также

в

рамках

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность

обучающихся

к

взаимодействию

в

условиях

неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения родного (абазинского) языка на уровне
основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, навыки совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных

и

наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать
реальным

и

вопросы,

желательным

фиксирующие

состоянием

несоответствие

ситуации,

и

между

самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и

суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (абазинском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления

с

учётом

цели

презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных

возможностей,

аргументировать

предлагаемые

варианты

решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия
себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать
их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать
соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.
У

обучающегося

будут

сформированы

умения

совместной

деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
обобщать

мнения

нескольких

человек,

проявлять

готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия,

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
Предметные

результаты

освоения

программы

по

родному

(абазинскому) языку. К концу 5 класса обучающийся научится:
характеризовать язык как средство общения, осознавать значимость
владения родным языком;
понимать роль абазинского языка как одного из государственных
языков Карачаево-Черкесской Республики;
ориентироваться в основных разделах и характеризовать основные

единицы абазинского языка;
определять типы речи;
характеризовать фонетику как раздел науки о языке;
классифицировать гласные и согласные звуки абазинского языка;
различать

способы

образования

звуков

абазинского

языка,

классифицировать согласные звуки по способу и месту образования;
соблюдать правила орфоэпии и осознавать важность их соблюдения в
речи; пользоваться словарями;
учитывать особенности произношения слов, заимствованных из
русского языка;
выделять слоги в слове, объяснять правила постановки ударения в
слове;
осуществлять фонетический разбор слов;
характеризовать графику как раздел науки о языке;
соотносить звуки и буквы в словах, определять звуки, обозначаемые
несколькими разными знаками;
давать определение лексикологии как разделу науки о языке,
определять понятие «словарный запас»;
определять лексическое значение слова, различать однозначные и
многозначные слова, различать прямое и переносное значение слов;
характеризовать литературный язык и диалекты абазинского языка;
применять изученные правила абазинского речевого этикета;
пользоваться словарями абазинского языка;
различать исконно абазинские слова и заимствования, находить
интернациональные слова и давать их характеристику;
характеризовать неологизмы и устаревшие слова;
употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, пользоваться
словарями синонимов, антонимов и омонимов;
выделять фразеологизмы, использовать фразеологические словари;
выделять крылатые выражения и объяснять их;
проводить лексический разбор слов;

характеризовать морфемику как раздел науки о языке;
определять различные морфемы в словах, выделять однокоренные
слова;
определять производные и непроизводные основы, словообразующие и
формообразующие аффиксы;
владеть основными понятиями орфографии, отрабатывать правила
орфографии, в том числе правила переноса слов;
объяснять правила написания гласных букв в приставках и суффиксах;
применять правила написания сложных слов (слитное, дефисное,
раздельное);
выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов;
владеть информацией о лингвистических словарях;
характеризовать морфологию как раздел языкознания;
различать самостоятельные и служебные части речи;
характеризовать имена существительные, называть их грамматические
признаки;
различать имена существительные, указывающие на класс человека и
класс природы;
различать собственные и нарицательные имена существительные;
различать определённые и неопределённые имена существительные;
правильно употреблять собственные имена существительные и имена
существительные с притяжательными приставками;
находить в предложениях имена существительные, употребляемые в
форме только единственного или только множественного числа;
применять на практике правила образования и правописания имён
существительных;
выполнять морфологический разбор имён существительных;
писать

рассказ-описание,

сочинение-рассуждение,

сочинение-

описание.
владеть правилами построения диалога, определять основные признаки
монолога и диалога;

объяснять различия между языком и речью;
объяснять, почему слово является важнейшей единицей языка;
характеризовать типы речи по форме использования языка, условиям и
задачам общения, по обобщённому значению (повествование, описание,
рассуждение).
Предметные

результаты

освоения

программы

по

родному

(абазинскому) языку. К концу 6 класса обучающийся научится:
определять значение изучения родного языка;
характеризовать

абазинский

язык

средство

сохранения

и

трансляции культуры и традиций народа;
характеризовать имя прилагательное как часть речи, объяснять общее
грамматическое

значение,

определять

морфологические

признаки

и

синтаксическую роль имён прилагательных;
различать качественные и относительные имена прилагательные;
образовывать степени сравнения имён прилагательных, правильно
употреблять их в речи;
учитывать правила написания имён прилагательных;
производить морфологический разбор имён прилагательных;
характеризовать роль и значение имён числительных, называть их
функции в предложении;
определять разряды имён числительных, выявлять дробные и кратные
числительные;
различать грамматические классы числительных;
выполнять морфологический разбор имён числительных;
определять общее грамматическое значение местоимений и их
функции в предложении;
заменять существительные местоимениями в речи;
различать разряды местоимений; правильно писать местоимения;
выполнять морфологический разбор местоимений;
писать сочинение-рассуждение, изложение-повествование, изложениеописание, рассказ-описание, подготавливать и защищать презентации, писать

рефераты;
различать типы монолога; составлять, оформлять и воспроизводить
различные виды диалога.
Предметные

результаты

освоения

программы

по

родному

(абазинскому) языку. К концу 7 класса обучающийся научится:
характеризовать абазинский язык как развивающееся явление;
объяснять взаимосвязь языка, культуры и истории абазинского народа;
рассуждать о значении родного языка и его влиянии на формирование
личности;
характеризовать глагол как часть речи, определять функции глагола в
предложении;
определять начальную форму глагола;
различать переходные и непереходные глаголы, изменять переходные
глаголы по лицам;
различать динамические и статические глаголы;
образовывать временные формы глаголов (настоящее, прошедшее,
будущее времена);
различать

наклонения

глаголов

(изъявительное,

повелительное,

условное, сослагательное, желательное);
образовывать и употреблять отрицательную и вопросительную формы
глагола;
различать глаголы, образованные с помощью различных аффиксов:
образовывать и правильно употреблять в речи глаголы, образованные с
помощью аффиксов: р, з, чв, ч, ма, тш, ан, ъа, ахьъа, ш, зл (а), х, л, дз (а), чв
(а), гвыщ (а).
выполнять морфологический разбор глагола;
создавать опорный конспект;
различать типы монолога, самостоятельно моделировать различные
типы монолога на заданные темы;
составлять диалоги различных типов.
Предметные

результаты

освоения

программы

по

родному

(абазинскому) языку. К концу 8 класса обучающийся научится:
характеризовать процесс формирования абазинского литературного
языка, объяснять значение родного языка в жизни народа, его влияние на
становление личности;
приводить сведения об абазинских учёных-лингвистах;
выявлять черты родства между абазинским и другими языками абхазоадыгской семьи;
характеризовать причастие как часть речи, выявлять признаки
прилагательного и глагола у причастий, определять функции причастия в
предложении;
образовывать формы причастий, правильно писать причастия;
выполнять морфологический разбор причастий;
характеризовать деепричастие как особую форму глагола, выделять
глагольные и наречные признаки деепричастия;
определять общее грамматическое значение и роль деепричастий в
предложении;
использовать различные способы образования деепричастий;
образовывать отрицательные деепричастия;
владеть правилами написания деепричастий;
выполнять морфологический разбор деепричастий;
характеризовать

наречие

как

часть

речи,

определять

общее

грамматическое значение наречия, различать группы наречий по значению;
объяснять способы образования наречий;
образовывать сравнительную степень наречий;
применять правила написания наречий;
проводить морфологический разбор наречий;
характеризовать служебные части речи и различать их виды (союзы,
частицы, междометия и звукоподражания), определять функции служебных
частей речи, находить их в текстах, правильно писать и употреблять в устной
речи;
проводить морфологический разбор служебных частей речи;

характеризовать синтаксис как раздел языкознания;
классифицировать словосочетания по характеру главного слова,
находить главное и зависимое слова в словосочетании, различать простые и
сложные словосочетания;
моделировать и употреблять в речи словосочетания с разными
способами связи слов;
выполнять синтаксический разбор словосочетаний;
характеризовать

предложения,

объяснять

различия

между

словосочетанием и предложением;
составлять предложения разных видов;
выявлять особенности простых предложений;
выделять

грамматическую

основу

предложений,

находить

второстепенные члены предложения;
характеризовать главные члены предложения, выявлять способы
выражения подлежащего, различать сказуемые разных типов;
устанавливать правильный порядок слов в предложении;
характеризовать второстепенные члены предложения, различать их
виды;
различать простые и сложные предложения;
правильно употреблять знаки препинания в предложения разных
типов;
проводить синтаксический анализ простого предложения;
подготавливать научное сообщение и выступать с ним;
составлять монологи и диалоги различных типов, работая в парах и
группах, оценивать диалоги других обучающихся.
Предметные

результаты

освоения

программы

по

родному

(абазинскому) языку. К концу 9 класса обучающийся научится:
осознавать абазинский язык как форму выражения национальной
культуры, оценивать связь родного языка с историей народа, определять
национально-культурную специфику абазинского языка;
описывать периоды формирования абазинского литературного языка;

характеризовать

процесс

создания

и

развития

абазинской

письменности;
определять особенности сложного предложения, классифицировать
сложные предложения; объяснять роль интонации в связи частей сложного
предложения;
различать союзы и союзные слова, связывающие части сложных
предложений;
определять

сложносочинённые

предложения,

произносить

предложения с соответствующей интонацией и ставить знаки препинания с
использованием правил пунктуации в сложных предложениях, проводить
подробный анализ разных типов сложных предложений;
классифицировать бессоюзные сложные предложения по значению,
правильно употреблять знаки препинания в них;
выделять разновидности инфинитных конструкций предложения,
моделировать предложения с инфинитными конструкциями, правильно
употреблять знаки препинания при инфинитных конструкциях;
характеризовать предложения с обращениями, объяснять значение
интонации, обособлять обращения в предложениях;
определять вводные слова и вставные конструкции и правильно
оформлять их при письме;
оформлять прямую речь при письме, переводить прямую речь в
косвенную, косвенную в прямую, письменно оформлять цитаты;
создавать монологи и диалоги разных видов на заданные темы;
писать подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или
прослушанного текста;
перечислять основные языковые нормы абазинского языка (в пределах
изученного);
пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой;
различать стили речи, анализировать тексты различных стилей.

5 класс(36ч).
Повторение(2ч).
№

Тема

Дата

1.

Предложение. Виды предложения.

2.

Письменная работа.

Фонетика(9ч).
1.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

2.

Звуки и буквы.

3.

Алфавит. Правописание больших букв.

4.

Сложные буквы.

5.

Письменная работа.

6.

Двухзвучные буквы.

7.

Правописание двухзвучных букв.

8.

Твердые и мягкие согласные. Гласные после
шипящих.

9.

Деление согласных на слоги.

10
.

Ударение.

11
.

Письменная работа.

Лексика(9ч).
1.

Значение слова и грамматические особенности.

2.

Многозначные слова.

3.

Синонимы , значение синонимов.

Кол-во

Примечание

4.

Омонимы, значение омонимов.

5.

Письменная работа.

6.

Антонимы, значение антонимов.

7.

Устаревшие слова и их значения.

8.

Новые слова.

9.

Письменная работа.

Морфология(6ч).
1.

Что такое морфология? Что она изучает? Состав
слова.

2.

Корень слова. Однокоренные слова.

3.

Суффикс.

4.

Префикс.

5.

Сложные слова.

6.

Письменная работа.

Имя существительное(10ч).
1.

Имя существительное как часть речи.

2.

Собственные и нарицательные имена
существительные.

3.

Классы имен существительных.

4.

Префиксы принадлежности их место
применение.

5.

Письменная работа.

6.

Категория определенности и неопределенности
имени существительного.

7.

Число имени существительного.

8.

Словообразование имени существительного.

9.

Правописание имени существительного.

10.

Письменная работа.

6класс
Родной язык
Имя прилагательное(10ч).
Тема

№
1.

Имя прилагательное, как часть речи.

2.

Разряды прилагательных.

3.

Качественные прилагательные.

4.

Письменная работа.

5.

Относительные прилагательные.

6.

Категории имени существительного и
прилагательного.

7.

Словообразование прилагательных с помощью
суффиксов.

8.

Письменная работа.

9.

Словообразование прилагательных с помощью
сложения основ.

10.

Правописание прилагательных.

Дата

Числительное(11ч).
1.

Понятие о числительном.

3.

Классы числительных.

Колво

Примечание

4.

Письменная работа.

5.

Количественные числительные.

6.

Дробные числительные.

7.

Порядковые числительные.

8.

Сочетание имен существительных с числительным.

9.

Письменная работа.

10.

Синтаксические особенности кратных числительных.

Местоимение(16ч).
1.

Понятие о местоимении.

2.

Местоимение и другие части речи.

3.

Письменная работа.

4.

Изменение местоимения по родам числам и падежам.

5.

Личные местоимения.

6.

Синтаксические особенности местоимения.

7.

Письменная работа.

8.

Указательные местоимения.

9.

Группы указательных местоимений.

10.

Сочетание указательных местоимений с другими частями речи.

11.

Письменная работа.

12.

Синтаксические особенности указательных местоимений.

13.

Вопросительные местоимения.

14.

Определительные местоимения.

15.

Повторение.

16.

Письменная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (878) 73-34-1-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».