Рабочая программа по учебном предмету ОРКСЭ 4 кл

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Администрация Абазинского муниципального района
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «СОШ
а.Эльбурган им.У.Мекерова»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Заместитель директора по

УВР

___________________
Ионова З.М.
Протокол №1 от «25»
08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы
_________________

_____________________
Меремкулова А.Ф..
29. 08.2023 г.

Шаева Ф.К..
Приказ №60
от «31» 08.2023 г.

Рабочая программа
по учебному предмету
«ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религий»

для обучающихся 4 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)

а.Эльбурган 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых
религий» на базовом уровне для 4 класса разработана:
* с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта
начального общего образования
* на основе Положения о рабочей программе в МБОО «СОШ а. Эльбурган им У.Мекерова»
* на основе примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской
этики» (составители: учѐные Российской академии наук, Российской академии
образования, Федерального института развития образования, Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования,
представители религиозных конфессий) , утверждѐнной МО РФ в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального
образования, в соответствии с приказом от 23.03.2020 № 47).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012г. в редакции от 06.02.2020 года
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждѐнный
приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и
дополнениями);
- Учебного плана начального общего образования (ФГОС НОО) МБОО «СОШ
а.Эльбурган им.У.Мекерова» на 2023-2024 учебный год (приказ от 31.08.23 г №60);
- Данная программа соответствует учебнику «Основы мировых религиозных культур» для
4 класса общеобразовательных учреждений/Амиров Р.Б. под редакцией Шапошниковой
Т.Д. ФГОС. 4 класс. М.: Дрофа. 2013.

Место курса в учебном плане
На изучение учебного предмета «ОРКСЭ. Модуль: Основы мировых религий» в 4
классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 недели).
Предмет изучается: 4 классе — 34 ч в год (при 1ч в неделю).
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет
Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования»
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой.
Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям
к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе
содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими
гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих
основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на
понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к
ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано
сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но
и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного
гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего
ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу
во
имя
социального
сплочения.

Цель учебного курса ОРКСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
религиозного,
культурного
многообразия
и
исторического,
национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:
 понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в
жизни человека, семьи, общества;
 формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и
светской этики;
 формирование уважительного отношения к разным духовным и светским
традициям;
 формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной
традиции
как
духовной
основе
многонационального
многоконфессионального народа России;
 знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального
народа
России;

 укрепление средствами образования преемственности поколений на основе
сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников
10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного
общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия
учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и
«нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих
основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи
религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как
в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется
исторически и основывается на ряде факторов:
 общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
 единое пространство современной общественной жизни, включающее общность
государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета,
развитую систему межличностных отношений;
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид
деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное
развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации
содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
 Патриотизм
 Социальная солидарность
 Гражданственность
 Семья
 Труд и творчество
 Наука
 Традиционные российские религии
 Искусство и литература
 Природа
 Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам
освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить
образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с
учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей
(законных представителей).

Планируемые результаты в 4 классе
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение
выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений
действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать
суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных
особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и
обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
- Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
- Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
- Осознание ценности человеческой жизни.
В конце курса предусматривается подготовка и презентация творческих проектов
на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и
коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить
ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,
деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают
возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других
духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Отметка учащимся в рамках изучения данного курса не ставится.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
Знакомство с новым предметом
Верования разных народов в мифах, легендах, сказаниях
Иудаизм
Христианство
Ислам
Буддизм

Количество часов
3
5
5
6
5
4

Подведение итогов

7

Всего

34

Методы, формы и виды учебной деятельности
на уроках ОРКСЭ
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в
рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на
оптимальном сочетании различных методов обучения:
словесных
(решают
задачу
формирования
теоретических
и
фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и
эмоциональной сферы личности);
наглядных (решают задачи развития
образного
мышления,
познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют
формированию культурной эрудиции);
практических,
проблемно-поисковых
и
методов
самостоятельной
работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют
совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию
самостоятельности мышления и познавательного интереса);
- репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти,
совершенствования навыков учебного труда)
- индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием
индуктивных) обеспечивает сохранение логики содержания и будет способствовать
развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при
изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет
способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых
знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для
применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и
механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Для оптимизации процесса обучения можно выделить следующие методы и
формы:
Метод моральных дилем и дискуссий - создание доступной для понимания проблемной
ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
На основе анализа правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты
ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный
выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы - методы и приѐмы познания, используемые для решения
творческих задач в процессе открытия нового. Позволяет развивать способности человека.
Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся
ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают
или опровергают еѐ, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения,
постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.
Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную
самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся
создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию,
выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить
оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать
потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою
работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Драматизация
(театрализация)
привлекательна
для
младших
школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им
возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве
иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом
долгосрочной проектной работы учащихся. Однако необходимо помнить, что
максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей
во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре,

сценографии и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой
группе. Драматизация может стать прекрасным способом самовыражения и облегчит
работу учителя по оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности,
поскольку на примере постановки достаточно легко установить личный вклад каждого
участника и степень проникновения в суть изучаемых явлений культуры.
Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в
урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания
(например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи,
старшеклассников, ветеранов и т.п.). В формате интервью может осуществляться также
рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для
интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие
определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.
Результаты проведения интервью по наиболее важным разделам курса могут лечь в
основу итогового проекта, который предполагается представить по окончании обучения.
Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности,
который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению
учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные
для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания
мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении
словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или
попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие
является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над
составлением понятийного словаря в завершающий этап урока.
Сочинение, эссе. Письменная творческая работа, к сожалению, не пользуется
особой популярностью, как среди педагогов, так и среди учащихся, однако именно она
позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития
когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную
позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или
иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой
работы.
Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они
были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли
переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими
и культурными событиями далекого прошлого и современностью.
Другая форма творческой письменной работы – написание эссе- размышления на
определенную тему по собственному выбору. Например, одной из тем может быть анализ
явление чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их
жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.
Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного
восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном
уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции
учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный
материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения
культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и
бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися,
или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных
технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной
с использованием программы Power Point). Желательно, чтобы каждый «экспонат»,
помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми –
еще один этап закрепления теоретических сведений.
На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи
образов, где представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в
экспозицию. Интересно будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся
других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет

способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного
результата, коммуникативных качеств личности.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов, вариантов
проведения уроков, следует выбрать соответствующие особенностям и запросам
современных школьников. А именно:
1. эвристические беседы:
2. диспуты;
3. учебные и социальные проекты;
4. уроки — экскурсии;
5. деловые и ролевые игры;
6. драматизация (театрализация);
7. практикумы;
8. викторины и конкурсы;
9. творческие мастерские;
10. интервью;
11. сочинение, эссе;
12. составление словаря терминов и понятий;
13. создание галереи образов и т. д.
По форме организации работа может быть:
1. групповой;
2. индивидуальной;
3. фронтальной;
Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая
позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при
правильной ее организации, эффект включѐнности в общую работу класса.
Группы могут быть разнообразными по количеству участников:
1. пары;
2. малые группы (4-5 человек)
3. большие группы (7-8 человек)
По подвижности:
1. статические;
2. динамические;
По составу участников:
1. в группы входят обучающиеся с одинаковым уровнем развития;
2. группы составляются из учащихся разного уровня развития и эмоционального
поведения.
При организации работы в группах необходимо учитывать:
1. личностные характеристики учащихся,
2. степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений,
3. степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом,
4. степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной
деятельности.
Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при соблюдении
определѐнных правил:
1. отсутствие принуждения;
2. четко поставленной цели или проблемы, решение которой ученики должны
попытаться найти входе коммуникации и взаимодействия;
3. продуманная система поощрения и порицания;
4. организационная и содержательная поддержка со стороны учителя, который
выступает своего рода модератором дискуссии, чѐткий инструктаж;
5. умелое регулирование учителем взаимоотношений между учащимися;
6. создание перспективы для получения индивидуального образовательного
результата каждым учеником;
7. стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности;

8. работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и
проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как
содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.
Надо учитывать, что обучающиеся 4 классов уже имеют первоначальные
представления о работе в группах. Основной акцент надо делать при организации
групповой работы на развитие таких результатов, как:
1. умение включаться в переговоры;
2. умение слушать и слышать мнение товарищей, уважать мнение и идеи других;
3. умение высказывать своѐ мнение и аргументировать его;
4. умения обозначать трудности в командной работе и обращение за помощью;
5. развитие ответственности каждого за результат работы;
Можно предложить обучающимся разделиться на группы самостоятельно. Но в таком
возрасте и из-за ограничения времени деление на группы становится заботой учителя,
вот несколько способов произвольного деления учащихся.
1. В одной группе (команде) те, у кого имя начинается с одинаковой буквы (или с
гласных т т. д.)
2. Рассчитаться по числу предполагаемых команд.
3. Предложите объединится в команды тем, на ком одежда одинакового цвета.
4. Предложить разбиться на группы (5-6 человек) и найти общее.
5. Объединение «в тѐмную» . Вытаскивают из «волшебной шляпы» (коробки)
листочки с номерами или цветом, а потом объединяются.
Способов очень много.
Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в
группах на уроках и во внеурочной деятельности можно провести с детьми такие
упражнения-разминки.
«Комплименты»
Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству
участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая –
внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к
другу, при этом каждый ученик находит себе пару.
В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят
комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся
во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых
парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу
повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнѐрами, с которыми начинали
упражнение.
Следует помнить, что комплименты каждому партнѐру должны быть искренними,
при этом нельзя повторяться. Учитель задаѐт порядок и темп движения учащихся. Если
учеников нечѐтное количество, то учитель сам становится в круг.
Учитель может подавать сигнал, по которому стоящие во внешнем круге ученики
двигаются и меняют партнѐров. Например, хлопать в ладоши или громко произносить:
«Поменялись!»
После игры учитель проводит беседу по вопросам:
1. Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лѐгким или трудным? 3)
Что было самым трудным? 4)Что вы чувствовали при выполнении упражнения?
«Подарок»
Все ученики класса должны разделиться по парам. Каждой паре предлагается
подарить друг другу подарок, описать его и объяснить почему. Нельзя забывать и о словах
благодарности.
Данные игры можно проводить на любом этапе урока: организационный момент,
актуализация знаний, закрепление, рефлексия.
Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию
учащихся
и
сделает
уроки
наиболее
оптимальными.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения
которых можно добиться при соответствующем материально-техническом
обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть
в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики»
Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для
экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5
классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных
пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими
методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран
культурологический
подход,
способствующий
формированию
у
учащихся
первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики,
учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное
взаимодействие.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия
младших подростков.
 оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский
стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.,
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
 технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют
информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебновоспитательном процессе)
 классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
 демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной
демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и
обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление
(компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя
устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор,
диапроектор, экспозиционный экран и др.);
 вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для
обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных
средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч.
принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
 экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через
изображение, звук, анимацию;
 электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и
светской этики»;
 дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные
презентации, тематически связанные с содержанием курса;
 библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
 учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая
литература для учителя и др.);
 нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и
религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в

учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и
светской этики;
 специальные дополнительные пособия для учителей и литература,
предназначенная для оказания им информационной и методической помощи
(учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории,
обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий,
окружающему миру, литературе и др.);
 научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный
материал развивающего характера по различным темам курса;
 хрестоматийные материалы,
включающие
тексты
художественных
произведений, тематически связанные с содержанием курса;
 документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных
источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об
историческом развитии ведущих религий мира);
 энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие
словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных
деятелей и значимых персоналий и др.);
 религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд»
мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о
событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
 художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам
курса;
 печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные
материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Литература для обучающихся.
1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачѐва Т.М. и другие под редакцией
Шапошниковой Т.Д. Основы духовно- нравственной культуры народов России.
Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых
религиозныхкультур. 4 класс (4-5): Учебник.-М.: Дрофа,2012.
2. Энциклопедия
для
детей.Религии
мира.Т.6.Ч.2/под
ред.М.Аксенова, Д.Володихиной, Т.Каширина и др.М.2008

Литература для учителя.
1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачѐва Т.М. и другие. Основы духовнонравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской
этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5), : Методическое
пособие для учителя.-М.: Дрофа,2012.
2. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам/под ред. В. Зюбера, Ж.Потэна,
СПб.2008.
3. Токарев С.А. Религии в истории народов мира.М.1965.
4. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе. М.2004

Интернет ресурсы
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/7/4/
Третьяковская галерея https://www.tretyakovgallery.ru/
https://vk.com/tretyakovgallery
Русский музей https://vk.com/rusmuseum
https://rusmuseum.ru/
Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/
Конкурс «День эрмитажного кота» https://vk.com/hermitage_cats
Государственный музей истории религии https://vk.com/museumreligion
ДТ «У Вознесенского моста» https://vk.com/uvoznesenskogomosta
Российский этнографический музей https://ethnomuseum.ru/ https://vk.com/ethnomuseum
Кунсткамера https://vk.com/museumkunstkamera

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
1 ч в неделю (34 часа)
Календарно – тематическое планирование уроков в 4 классе
Модуль «Основы религиозных культур» - 34 часа

№

Дата

Тема урока

Элемент
содержания

Требования к результатам
(предметным и метапредметным)
Учащийся научится

Учащийся сможет
научиться

Тема 1: «Знакомство с новым предметом» - 3 часа
1.1

1.2

07.09

14.09

1.3
21.09

Россия
Родина

–

наша Знакомство с
освоение
понятий курса

новым предметом, Связывать
воедино Сможет
принимать
основополагающих понятия
«Родина»
и традиции, особые формы
«Россия»
социально-культурной
жизни его Родины
Духовные ценности Знакомство
с
историей Отличать
по
опред. Отвечать на вопрос о том,
человечества.
возникновения
религиозных признакам
одно что же такое духовные
Культура. Религия
верований,
с
древними верование от другого, ценности
религиозными культами
давать ответы на
проблемные вопросы
Съезд в Астане. Мы Знакомство
с
историей Определять
Отвечать на проблемные
разных вопросы
желаем
каждому возникновения и распространения представителей
религий
по
опред.
человеку мира.
мировых религий
признакам,
писать
сочинениеминиатюру
Тема 2: «Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях» - 5 часов

2.1

28.09

Древние верования и
религиозные культы

Знакомство с основами духовных
традиций различных религий

2.2

05.10

Знакомство с верованиями народов
Австралии

2.3

12.10

2.4

19.10

2.5

26.10

Рассказ Сэнди о
верованиях
коренного населения
Австралии
Рассказ Алекса о
верованиях
коренного населения
Америки
Акико рассказывает
о мифологии и
культуре Японии
Саша рассказывает о
верованиях древних
славян.

3.1

09.11

Представление о
Боге в иудаизме

3.2

16.11

Мир и человек в
иудаизме

3.3

23.11

Тора и заповеди

Знакомство с верованиями народов
Америки
Знакомство с верованиями народов
Японии
Знакомство с верованиями древних
славян

Научатся устанавливать
взаимосвязь между
религиозной культурой и
повседневным
поведением людей
Работать с картойиллюстрацией к уроку,
составлять связный
рассказ по ней
Работать с картойиллюстрацией, отвечать
на проблемные вопросы

Научатся работать со
словарем и сайтами в
Интернете

Работать с картойиллюстрацией, отвечать
на проблемные вопросы
Работать с картой,
готовить устное
сообщение о религиях
разных стран

Работать с Интернетом с
помощью взрослых для
поиска информации
Совершать устное
путешествие по разным
странам

Тема 3: «Иудаизм» - 5 часов
Знакомство с особенностями
Работать с информацией в
иудаизма
дополнительных
источниках, давать
связный ответ на вопрос
Знакомство с описанием содержания Производить комментир.
священных книг
чтение текста и давать
ответы на вопросы
Знакомство с содержанием Торы и
священных заповедей

Работать со словарем
терминов, составлять

Находить в Интернете (с
помощью родителей)
нужную информацию
Составлять связный
рассказ, используя
иллюстрации

Давать определение
притче и объяснять ее
смысл
Проводить параллели
между воспитанием
человека и его
нравственными
качествами
Рассказывать о правилах
чтения Торы

3.4

3.5

30.11

07.12

О чем говорит
иудейский закон

Знакомство с заповедями Моисея

Религиозные обряды
и ритуалы в
иудаизме

Знакомство с ритуалами иудаизма

связный рассказ по
иллюстрации
Объяснять смысл
крылатых слов и
выражений
Отвечать на проблемные
вопросы

Понимать значимость
каждой культуры для
культуры мировой
Объяснять особенности
священных текстов и их
значимость для мировой
культуры

Тема 4: «Христианство» - 6 часов
14.12

Представление о
Боге и мире в
христианстве

Знакомство с особенностями
христианства как религии

4.2

21.12

Представление о
человеке в
христианстве.

Знакомство с христианскими
заповедями

4.3

28.12

Библия-священная
книга христиан.

Знакомство с библией

Совершенствуют умения
в области чтения и
понимания прочитанного

Православие

Знакомство с особенностями
православия

Развивают умения в
области построения
связного высказывания,
умеют распознавать
разные виды икон

4.1

4.4

11.01

Получат представление о
библии
и
смогут
рассказать в общих чертах
о ее содержании и
особенностях
Научатся отвечать на
проблемные вопросы,
связывая ответ с
культурой христианства

Смогут передавать в
общих чертах смысл
христианских икон
Анализировать жизненные
ситуации, нравственные
проблемы, сопоставляя их
с нормами религиозных
культур
Совершенствуют умения в
области работы с разными
источниками информации
Подготавливать
сообщение о
традиционных праздниках
Руси

4.5

4.6

18.01

25.01

Католицизм

Знакомство с особенностями
католицизма

Учатся толерантному
отношению к
представителям разных
традиций и
эмоциональному отклику
на произведения
искусства.

Совершенствуют
лексический запас и
культуру речи.

Протестантизм

Знакомство с особенностями
протестантизма

Работать со словарем
терминов и находить
нужные слова.

Проводить сравнительный
анализ православной и
протестантской молитв.

Тема 5: «Ислам» - 5 часов
5.1

01.02

Представление о
Боге и мире в исламе

Знакомство с особенностями ислама
как религии

Работать с картой мира,
отвечать на проблемные
вопросы

Формируют
общекультурную
эрудицию

Работать со словарем
терминов, подготавливать
сообщения на заданную.
тему
Давать ответы на
проблемные вопросы,
знать пять столпов ислама
Развивают представление
о разнообразии
религиозных культур
Совершать комментир.
чтение учебника, работать
с иллюстративным
материалом.

Формировать личностную
позицию по отношению к
разным проявлениям
действительности
Рассказывать о
мусульманских
праздниках
Развивают представление
о нравственных и
духовных ценностях
Подготавливать вопросы
для обсуждения

5.2

08.02

Пророк Мухаммад

Знакомство с жизнью и
деятельностью пророка Мухаммада

5.3

15.02

Коран и Сунна.

Знакомство с особенностями корана
и сунны

5.4

22.02

Столпы ислама.
Праздники ислама

Знакомство с особенностями
проведения исламских праздников

Священные города и
сооружения ислама

Знакомство с о священными
городами мусульман

5.5

29.02

Тема 6: «Буддизм»: 4 часа

6.1

6.2

6.3

6.4

07.03

14.03

21.03

04.04

Жизнь Будды

Знакомство с Буддой как знаковой
фигурой в буддизме

Учение Будды

Знакомство с особенностями учения
Будды

Духовные
наставники и
священные
сооружения
буддизма
Священные тексты
буддизма

Знакомство с наставничеством как
таковым
Знакомство с понятием священных
текстов

Работать в группах,
отвечать на проблемные
вопросы
Решать проблемы и
применять полученные
знания
Постановка и
формулировка проблемы

Записывать проблемные
вопросы и алгоритм
ответа на них
Организовывать свою
учебно-познавательную
деятельность
Формируют
общекультурную
эрудицию

Работать со словарем
терминов, формулировать
проблемные вопросы

Развивать представление о
многообразии
религиозных культур

Тема 7: «Подведение итогов» - 7 часов
7.1

11.04

«Золотое правило
нравственности»

Размышление об объединяющих
факторах мировых религиозных
культур

Умение краткого
пересказа предыдущих
уроков

Развитие ценностного
отношения к памятникам
истории и культуры

Создавать ритуальные
поделки из
вспомогательных
материалов
Готовить презентации,
иллюстрирующие
пройденный мат-л

Проводить аналитическое
чтение материала
учебника

7.2

18.04

Интересный
разговор

Рассуждения о красоте. Кто как ее
понимает.

7.37.5
7.6
7.7

25.04
16.05
23.05
30.05

Итоговая
презентация
результатов учебноисследовательской и
проектной
деятельности
учащихся

Подведение итогов

Защищать результаты
своей работы,
аргументируя свой ответ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (878) 73-34-1-44

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».