Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа а.Эльбурган им.У.Мекерова»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Заместитель директора по
УВР
Директор МБОО "СОШ а.
Эльбурган им. У.Мекерова"
________________________
________________________
Ионова З.М. ________________________
Протокол №1от «30»08 2023 г.
Меремкулова А.Ф.
Ф.К.Шаева
«31» 08 2023 г.
Приказ № 60 от «31» 08 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (абазинский) язык»
для обучающихся 1-4 классов
Эльбурган 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№ п/п
Авторы
1
Джердисов.М.,
Пазов С.
Название
Год издания Издательство
Примерная программа по учебному
2019
Черкесск
предмету «Родной язык» для
образовательных организаций 1-4
класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного
предмета, в достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных
и предметных результатов
приобщение обучающихся к фактам родной языковой истории в связи с историей
абазинского народа,
формирование преставлений школьников о сходстве и различиях родного и других
языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и
культур народов России и мира;
расширение представлений о родном языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к родному языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц родного языка (прежде всего лексических и фразеологических
единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах родного
литературного языка;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей
картины мира, отражённой в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение родным литературным языком в разных ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие
потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения
учебного предмета «Родной язык» к концу 4 класса.
Личностными результатами изучения родного языка в начальной школе являются:
представление о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия родного языка; познавательный
интерес и уважительное отношение к родному языку, а через него – к родной
культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
осознание роли родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире, осознание роли родного языка в жизни человека, осознание языка как
развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей
общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности
родного языка;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и
коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение
круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметными результатами изучения предмета «Родной язык» является
формирование следующих умений:
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели
предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить
самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью
предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде
рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях
неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе
индивидуальной, групповой деятельности.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Родной язык» к концу 4
класса является формирование следующих умений:
В конце четвёртого года изучения курса «Родного языка» в начальной
школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Родной язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с
качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской
художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и
сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического
значения слова;
понимать значение пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного литературного
языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного литературного языка (в
рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения
слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой
ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать
коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и о культуре народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами
текста; приводить объяснения заголовка текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру
владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в
культурно-языковое поле своего народа,
умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач;
позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Количество часов в год – 34 часа
Количество часов в неделю - 1 час
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Тема урока
Класс. Школьные принадлежности.
Письмо прямых линий
Письмо буквы Аа
Письмо буквы Уу
Письмо буквы Мм
Письмо буквы Рр
Письмо буквы Бб
Письмо буквы Лл
Письмо буквы Дд
Письмо буквы Нн
Письмо буквы Тт
Письмо буквы Ыы
Письмо буквы ТI тI
Письмо буквы Зз
Письмо буквы Хх
Письмо буквы ХI хI
Письмо буквы Пп
Письмо буквы ПI пI
Письмо буквы Ии
Письмо буквы Шш
Письмо буквы ШI шI
Письмо буквы Сс
Письмо буквы Щщ
Письмо буквы Кк
Письмо буквы КI кI
Письмо буквы Йй
Письмо буквы Оо
Письмо буквы Чч
Письмо буквы ЧI чI
Письмо буквы Гг
Письмо буквы Вв
Письмо буквы ГI гI
Письмо буквы Дз дз
Письмо буквы Цц
Письмо буквы ЦI цI
Письмо буквы Кв кв
Письмо буквы Гв Гв
Письмо буквы Хв хв
Письмо буквы Чв чв
Письмо букв Ее, Жж
Кол-во
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
Приме
чание
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Письмо буквы Дж дж
Письмо букв Фф, Хь хь
Письмо буквы Ъъ
Письмо буквы Хъ хъ
Письмо буквы Ль ль
Письмо буквы Гъ гъ
Письмо буквы Гь гь
Письмо буквы Къ къ
Письмо буквы Кь кь
Письмо буквы Жь жь
Письмо буквы Жв жв
Письмо буквы Тш тш
Письмо буквы Шв шв
Письмо буквы Джь джь
Письмо буквы ГIв гIв
Письмо буквы ХIв хIв
Письмо буквы КIв кIв
Письмо буквы ЧIв чIв
Письмо буквы Джв джв
Письмо буквы Гъв гъв
Письмо буквы Къв къв
Письмо буквы Хъв хъв
Письмо буквы Гъь гъь
Письмо буквы КIь кIь
Письмо буквы Къь къь
Письмо буквы Тл тл
Письмо буквы Ээ
Письмо букв Юю, Яя
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Работа по картине
Предложение
Звуки и буквы
Звуки и буквы
Гласные звуки
Согласные звуки
Слоги
Перенос слоова
Уларение
Диктант
Буквы гъ, хъ, къ
Буква Джь
Буквы гIв, хIв
Изложение
Анализ изложения
Буква Джь кIв
Буква Джь чIв
Количество Примечание
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
Повторение
Контрольный диктант
Буква Джв
Буква Гъв
Буква Къв
Буква Хъв
Сочинение по картине
Анализ сочинения
Буква гъь
Буква кIь
Буква къь
Повторение
Диктант
Абазинский алфавит
Слово. Предмет.
Имя существительное
Имя существительное
Единственное и множественное
число имен существительных
Собственные имена
существительные.
Диктант
Синонимы
Местоимения в единственном числе
Местоимения во множественном
числе
Изложение
Анализ изложения
Повторение
Глагол
Глагол
Диктант
Слова "ари", "ани", "арат", "анат"
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Счинение по картине
Анализ сочинения
Имя числительное
Имя числительное
Повторение частей речи
Закрепление изученного
Диктант
Повествовательное предложение
Вопросительное предложение
Всклицательное предложение
Контрольный диктант
Гласные звуки. Повторение
Согласные звуки. Повторение
Алфавит. Порвторение
Работа со словарями
Работа по картине
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
66
67
68
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Повторение частей речи
1
Повторение предложений
1
Повторение изученного за весь год
1
3 класс
Тема урока
Повторение изученного за 2 класс
Работа по картине.
Звуки и буквы
Слоги
Гласные звуки
Согласные звуки
Диктант
Слово
Состав слова
Обучающее изложение
Анализ изложения. Работа над ошибками
Однокоренные слова
Сложные слова
Омонимы
Сочинение по картине
Работа над ошибками
Имя существительное
Имя существительное
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные
Обобщающий урок
Диктант
Имя числительное
Имя прилагательное
Глагол
Приставки
Повторение
Имя прилагательное как часть речи
Обучающее сочинение
Анализ сочинения. Работа над ошибками
Повторение
Закрепление изученного
Предложение
Повествовательное предложение
Повествовательное предложение
Восклицательное предложение
Восклицательное предложение
Диктант
Вопросительное предложение
Вопросительное предложение
Обобщающий урок
Диктант
Сказуемое
Сказуемое
Кол-во
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
Примечание
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Подлежащее
Подлежащее
Диктант
Закрепление изученного
Повторение
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Изложение
Работа над ошибками
Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения
Закрепление изученного
Диктант
Работа по картине
Работа со словарями
Работа со словарями
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Диктант
Повторение частей речи
Повторение предложений
Сочинение по картине
Повторение изученного за весь год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
18
19
20
Тема урока
Знакомство с учебником. Работа по картине.
Корень. Приставка. Суффикс
Повторение (состав слова)
Диктант
Части речи
Имя существительное как часть речи
Собственные и нарицательные имена существительные
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Число имен существительных. Приставки имен
существительных
Обучающее изложение
Имя прилагательное как часть речи. Изменение имени
прилагательного
Диктант
Связь имени существительного и имени прилагательного
Обучающее сочинение
Местоимение как часть речи
Контрольный диктант
Личные местоимения. Указательные местоимения
Сочинение по картине
Кол-во
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
21
22
25
29
30
31
32
33
34
Имя числительное как часть речи
Разряды имен числительных. Количественные
имена числительные
Порядковые имена числительные. Правописание имен
числительных
Диктант
Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке. Изменение
глаголов по числам
Предложение. Сказуемое. Подлежащее
Слова. Сложносочиненное предложение. Прямая речь
Повторение частей речи
Итоговый контрольный диктант
1
1
1
1
1
1
1
1
1