Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики
Администрация Абазинского муниципального района
Муниципальная бюджетная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа а.Эльбурган им. У.Мекерова»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________________
Ксалова М.Б.
Протокол №1 от
«_29_» августа 2023г.
Согласовано
Зам.директора по УВР
____________________
Меремкулова А.Ф
.
«30» августа 2023 г.
«Утверждено»
Директор школы
___________________
Шаева Ф.К.
Приказ № 60
От « 31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОДНКНР
Уровень общего образования: основное общее 5-6 классы
2023-2024 учебный год
1
Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена
в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования.
.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных
норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к
будущему отцовству и материнству;
- становление компетенций межкультурного
взаимодействия как способности и
готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при
осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом .
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного
общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного
часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
2
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.
от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении
предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовнонравственной культуры народов России"
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение,
2010г.,
- Образовательная программа МБОО «СОШ а.Эльбурган им. У.Мекерова» на 2023 – 2024уч.г.;
- Положение о рабочей программе МБОО «СОШ а.Эльбурган им.У.Мекерова»;
- Учебный план МБОО «СОШ а.Эльбурган им.У.Мекерова» на 2023 – 2024 учебный год.
Раздел №1 Планируемые результаты освоения программы
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками;
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли
многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному
краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их
возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Универсальные учебные действия
Познавательные:
характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре,
искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие,
доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
3
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в
соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового
этикета.
Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)
и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных
личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
Метапредметные результаты:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах
разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
4
Раздел №2 Содержание учебного предмета ОДНКНР
5 класс – 34 часа
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование
и
закрепление
гражданского
единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации .
Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.
Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины . Единство культурного пространства России Тема 6 .
Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт,
техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как
реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ
к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре
народов России.
Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
5
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и
семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в
благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо.
Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека.
Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это
такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её
фальсификации. Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману .
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как
память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и
духовно-нравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
6
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству .
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники
разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его
ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры
народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры
и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и
уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического
развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд
Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и
ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного
мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы
человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного
общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
7
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор
свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст.
Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный
идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал
человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика.
Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство
. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное
время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы
Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений
в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство .
Общественные блага .
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры
народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность
для
сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.
Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
8
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества
в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие
страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные
качества гражданина
Тема 26 .
Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность
патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные
подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое
закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
9
Раздел 3. Тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№
Тема
дата
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1
Зачем
изучать
курс
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов России»?
Формирование
и
закрепление гражданского
единства
.
Родина
и
Отечество . Традиционные
ценности
и
ролевые
модели . Традиционная
семья . Всеобщий характер
морали и нравственности .
Русский язык и единое
культурное пространство .
Риски и угрозы духовнонравственной
культуре
народов России
Формировать представление
об особенностях курса
««Основы духо нонравственной культуры
народов России» .
Слушать и понимать
объяснения учителя по теме
урока .
Вести самостоятельную
работу с учебником
2
Наш дом — Россия
Россия
—
многонациональная
страна.Многонациональны
й
народ
Российской
Федерации . Россия как
общий
дом.
Дружба
народов
Слушать
и
понимать
объяснения учителя по теме
урока.
Формировать представление о
необходимости и важности
межнационального
и
межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия .
Выполнять задания на
понимание и разграничение
понятий по курсу
3
Язык и история
Что такое язык? Как в
языке народа отражается
его история? Язык как
инструмент
культуры.
Важность коммуникации
между
людьми.
Языки
народов
мира,
их
взаимосвязь
Формировать представления о
языке как носителе духовнонравственных смыслов
культуры.
Понимать особенности
коммуникативной роли языка.
Слушать и анализировать
выступления
одноклассников, отбирать и
сравнивать учебный материал
по нескольким источникам
10
4
Русский язык —
язык общения и
язык
возможностей
Русский язык — основа
российской культуры. Как
складывался русский язык:
вклад народов России в его
развитие. Русский язык как
культурообразующий
проект
и
язык
межнационального
общения. Важность общего
языка для всех народов
России.
Возможности,
которые даёт русский язык
Формировать представление о
русском языке как языке
межнационального общения.
Слушать объяснения учителя,
стараясь выделить главное.
Объяснять
наблюдаемые в
практике
изучения
языка
явления
5
Истоки родной
культуры
Что
такое
культура.
Культура и природа . Роль
культуры
в
жизни
общества.
Многообразие
культур и его
Формировать представление о
том, что такое культура, об
общих
чертах в культуре
разных народов.
№
Тема
дата
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
причины . Единство
культурного пространства
России
Слушать и понимать
объяснения учителя по теме
урока .
Выполнять задания на
понимание и разграничение
понятий по теме
6
Материальная
культура
Материальная
культура:
архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника . Связь
между
материальной
культу- рой и духовнонравственными
ценностями общества
Формировать представление о
традиционных укладах жизни
разных народов .
Слушать
и
анализировать
выступления одноклассников .
Работать
с
учебником,
анализировать
проблемные
ситуации
7
Духовная культура
Духовно-нравственная
куль- тура . Искусство,
наука, духовность . Мораль,
нравственность, ценности .
Художественное
осмысление мира . Символ
и знак . Духовная культура
как реализация ценностей
Формировать представление о
духов- ной культуре разных
народов .
Понимать взаимосвязь между
прояв- лениями материальной
и духовной культуры .
Выполнять
задания
на
понимание и разграничение
понятий по теме .
Учиться работать с текстом и
зрительным
рядом
учебника
11
8
Культура и
религия
Религия и культура . Что
такое религия, её роль в
жизни общества и человека
. Государствообразующие
религии Рос- сии . Единство
ценностей
в
религиях
России
Формировать представление
о
понятии
«религия»,
понимать и уметь объяснять,
в чём заключается связь
культуры и религии .
Слушать
объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой по
теме
9
Культура и
образование
Зачем
нужно
учиться?
Куль- тура как способ
получения нужных знаний
. Образование как ключ к
социализации и духовнонравственному раз- витию
человека
Понимать смысл понятия
«образование»,
уметь
объяснять важность и необходимость образования для
общества
.
Слушать
объяснения
учителя,
отбирать
и
сравнивать
учебные материалы по теме
Многообразие
культур России
(практическое
занятие)
Единство
культур
народов
России.
Что
значит быть культурным
человеком?
Знание
о
культуре народов России
Отбирать
материал
по
нескольким
источникам,
готовить
доклады,
работать с научно-популярной
литературой .
Слушать
выступления
одноклассников
10
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные
ценности»
11
Семья —
хранитель
духовных
ценностей
№
Тема
12
Родина
начинается с
семьи
Семья — базовый элемент
общества
.
Семейные
ценности,
традиции
и
культура . Помощь сиротам
как духовно- нравственный
долг человека
дата
Основное содержание
История семьи как часть
истории
народа,
государства, человечества.
Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и
Отечество?
Понимать, что такое семья,
формировать представление о
взаимосвязях между типом
культуры и особенностями
семейного уклада у разных
народов .
Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать значение термина
«поколение».
Слушать объяснения учителя,
шать проблемные задачи
Понимать и объяснять, как и
почему история каждой семьи
тесно связана с историей
страны, народа.
Слушать
объяснения
учителя,
разграничивать
понятия
по
теме,
систематизировать учебный
материал
12
13
Традиции
семейного
воспитания в
России
Семейные
традиции
народов
России.
Межнациональные семьи .
Семейное воспитание как
трансляция ценностей
14
Образ семьи в
культуре народов
России
Произведения
устного
поэтического творчества
(сказки, поговорки и т. д.)
о
семье и семейных
обязанностях.
Понимать и объяснять, что
такое
традиция,
уметь
рассказывать о традициях
своей
семьи,
семейных
традициях своего народа и
других народов России.
Уметь
объяснять
и
разграничивать
основные
понятия по теме. Просматривать
и
анализировать
учебные фильмы, работать с
раздаточным материалом
Знать основные фольклорные
сюже- ты о семье, семейных
ценностях .
Знать и понимать моральнонрав ственное значение семьи .
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы, систематизировать
учебный материал
Понимать,
что
такое
Труд в истории
Социальные
роли
в
семьи
«семейный труд», сознавать и
истории
семьи.
Роль
характеризовать
важного
домашнего тру- да . Роль
нравственных
норм в
общего семейного труда для
благополучии семьи
укрепления
целостности
семьи .
Слушать
объяснения
учителя,
самостоятельно
работать с учебником
Понимать,
почему
важно
Семья в
Рассказ о своей семье (с иссовременном мире
пользованием фотографий,
изучать и хранить историю
(практическое
книг, писем и др .) .
своей семьи, передавать её
занятие)
Семейное древо . Семейные
следующим поколениям .
Готовить
доклад,
традиции
сообщение;
создавать
семейное древо; отбирать и
сравнивать
материал
из
нескольких источников
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство
личности»
Знать, что такое гуманизм,
Личность —
Что
делает
человека
понимать,
что
делает
общество —
человеком?
Почему
культура
человек не может жить вне
человека человеком и какие
общества. Связь между
проявления людей можно наобществом и культурой
звать гуманными .
Работать
с
научнокак реализация духовнонравственных ценностей
популярной
литературой,
уметь
разграничивать
понятия,
осваивать
смысловое чтение (решать
Семья в литературе и
произ- ведениях разных
видов ис- кусства
15
16
17
13
текстовые задачи)
дата
№
Тема
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
1
8
Духовный мир
человека . Че- ловек
— творец культуры
Культура как духовный
мир человека. Мораль.
Нравственность.
Патриотизм.
Реализация
ценностей в культуре.
Творчество: что это такое?
Границы
творчества.
Традиции и новации в
культуре.
Границы
культур.
Созидательный
труд. Важность тру- да как
творческой деятельности,
как реализации
Понимать
и
объяснять
значение слова «человек» в
контексте
духовнонравственной культуры.
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником,
уметь
понимать
и
разграничивать
основные
понятия по теме
1
9
Личность и
духовнонравственные
ценности
Мораль и нравственность в
жизни человека. Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь к
близким
Понимать и объяснять, что
такое
мораль
и
нравственность,
любовь
к
близким.
Показывать
на
примерах
важность таких ценностей
как
взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь, дружба и др.
Разграничивать и определять
основные понятия, решать
текстовые задачи, работать
с учебником
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
20
Историческая
память
как
духовнонравственная
цен- ность
Что такое история и
почему она важна? История
семьи — часть истории
народа,
государства,
человечества . Важность
исторической
памяти,
недопустимость её фальсификации
.
Преемственность
поколений
Объяснять смысл термина
«история»,
понимать
важность изучения истории .
Понимать и объяснять, что
такое историческая память,
как история каждой семьи
связана с историей страны .
Работать
с
учебником,
выделять
и
определять
основные
понятия,
слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников
14
21
Литература как
язык куль туры
Литература
как
художественное
осмысление
действительности .
От
сказки к роману . Зачем
нужны
литературные
произведения?
Внутренний мир человека
и его духовность
Понимать
особенности
литературы, её отличия от
других
видов
художественного творчества.
Объяснять
средства
выражения духовного мира
человека,
его
морали
и
нравственности
в
произведениях литературы .
Слушать объяснения учителя,
работать с художественной
литературой,
изучать
и
анализировать источники
22
Взаимовлияние
культур
Взаимодействие культур .
Межпоколенная
и
межкультурная
трансляция . Обмен
Иметь представление о
значении терминов
«взаимодействие культур»,
«культурный обмен» .
№
Тема
дата
Основное содержание
ценностными установками
и идеями . Примеры
межкультурной
коммуникации как способ
формирования
общих
духовно-нравственных
ценностей
23
Духовнонравственные
цен ности
российского
народа
Жизнь,
достоинство,
права и свободы человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение
Отечеству
и
ответственность за его
судьбу,
высокие
нравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет духовного над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая память и
преемственность
поколений,
единство
народов России
Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать
и
объяснять
важность
сохранения
культурного наследия .
Слушать
объяснения
учителя,
понимать
и
разграничивать
понятия,
отбирать
и
сравнивать
материал по нескольким
источникам
Уметь объяснять значение
основных
понятий,
отражающих
духовно-нравственные ценности .
Осознавать их и защищать в
качестве
базовых
общегражданских
ценностей
российского общества .
Слушать объяснения учителя,
работать
с
учебником
(смысловое чтение)
15
24
Регионы России:
культурное
многообразие
Исторические
и
социальные
причины
культурного
разнообразия . Каждый регион
уни- кален .
Понимать
принципы
федеративного
устройства
России, объяснять понятие
«полиэтничность» .
Малая Родина — часть
общего Отечества
Понимать
ценность
многообразия
культурных
укладов народов России .
Уметь
рассказывать
о
культурном
своеобразии
своей малой родины .
Слушать и анализировать
выступления
одноклассников, работать с
источниками
Понимать и объяснять, что
такое
«народный праздник» .
Уметь
рассказывать
о
праздничных
традициях
разных народов и своей се мьи
.
Понимать
и
объяснять
нравственный
смысл
народного праздника .
Работать
с
учебником,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Устанавливать связь между
историей
памятника
и
историей края .
Характеризовать памятники
истории и культуры .
Понимать нравственный и
научный смысл краеведческой
работы .
Слушать объяснения учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
25
Праздники в
культуре
народов России
Что
такое
праздник?
Почему праздники важны .
Празд- ничные традиции в
России
.
Народные
праздники как па- мять
культуры, как воплощение
духовно-нравственных
идеалов
26
Памятники в
культуре
народов России
Памятники
как
часть
культуры:
исторические,
художественные,
архитектурные .
Культура как память .
Музеи . Храмы . Дворцы .
Исторические здания как
свидетели
истории
.
Архитектура и духовнонравственные
ценности
народов России
№
Тема
дата
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
16
27
Музыкальная
культура народов России
Музыка . Музыкальные
про- изведения . Музыка
как
форма
выражения
эмоциональных
связей
между людьми . Народные
инструменты .
История народа в его
музыке и инструментах
28
Изобразительное
искусство
народов России
Художественная
реальность . Скульптура: от
религиозных сюжетов к
современному искусству .
Храмовые
росписи
и
фольклорные орнаменты .
Живопись,
графика
.
Выдающиеся
художники
разных на- родов России
29
Фольклор и
литература народов России
Пословицы и поговорки .
Эпос и сказка . Фольклор
как
отражение истории народа
и его ценностей, морали и
нравственности
.
Национальная литература .
Богатство
культуры
народа в его литературе
30
Бытовые
традиции
народов России:
пища,
одежда,
дом
(практическое
занятие)
Рассказ
о
бытовых
традициях своей семьи,
народа, региона . Доклад с
использованием
разнообразного
зрительного ряда и других
источников
Понимать особенности музыки
как вида искусства .
Знать и называть основные
темы
музыкального
творчества народов России,
понимать, как история народа отражается в его музыке .
Слушать объяснения учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Понимать
и
объяснять
особенности изобразительного
искусства
как
вида
художественного творчества .
Понимать и обосновывать
важность
искусства
как
формы
трансляции
культурных ценностей .
Знать и называть основные
темы
искусства
народов
России .
Слушать объяснения учителя,
работать
с
научнопопулярной
литературой,
просматривать
и
анализировать
учебные
фильмы
Понимать, что такое
национальная литература .
Объяснять и показывать на
примерах, как произведения
фольклора отражают историю
народа,
его
духовнонравственные ценности .
Отбирать
и
сравнивать
материал
из
нескольким
источникам,
решать
текстовые задачи, слушать и
анализировать
выступления
одноклассников
Отбирать
и
сравнивать
учебный
материал
по
нескольким
источникам,
решать текстовые задачи,
слушать
и анализировать
выступления
одноклассников, работать с
научно-популярной
литературой
17
31
Культурная
карта России
(практическое
занятие)
География культур России .
Россия как
культурная
кар- та . Описание регионов
в соответствии
с
их
особенностями
32
Единство страны
— залог будущего
России
Россия — единая страна .
Русский мир . Общая
история,
сходство
культурных
традиций,
единые
духовнонравственные
ценности
наро- дов России
Отбирать
и
сравнивать
несколько
источников,
решать текстовые зада- чи,
слушать и анализировать
выступления
одноклассников, работать с
научно-популярной
литературой
Понимать
и
объяснять
значение общих элементов и
черт
в
культуре
разных
народов
России
для
обоснования её культурного,
экономического единства .
Слушать объяснения учителя,
систематизировать учебный
материал
18
5 класс (34 ч)
№
Тема
дата
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1
Мир культуры:
его структура
Культура
как
форма
социального
взаимодействия . Связь
между
миром
материальной культуры и
социальной
структурой
общества . Расстояние и
образ жизни людей .
Научно-технический
прогресс как один из
источников
формирования
социального
облика
общества
Понимать
специфику
социальных
явлений,
их
отличия от мира природы .
Уметь объяснять взаимосвязь
материальной
культуры
с
духовно-нравственным
состоянием общества .
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником,
анализировать
проблемные ситуации
2
Культура России:
многообразие
регионов
Территория
России
.
Народы, живущие в ней .
Проблемы
культурного
взаимодействия
в
обществе с многообразием
культур . Сохранение и
поддержка
принципов
толерантности и уважения
ко всем культурам народов
России
Понимать
и
объяснять
важность
сохранения
исторической памяти разных
народов, культурных традиций
разных регионов России .
Характеризовать
духовную
культуру народов России как
общее
достояние
нашей
Родины .
Работать
с
картой
регионов,
разграничивать
понятия по теме, слушать
объяснения учителя
3
История быта как
история культуры
Домашнее хозяйство и его
тпы . Хозяйственная
деятел ность народов
России в разные
исторические периоды .
Многообразие культурных
укладов как результат
исто рического развития
народов России
Понимать и объяснять
взаимосвязь хозяйственной
деятельности, быта людей с
историей народа, климатом,
географическими условиями
его жизни . Работать с
учебником, а также научнопопулярной литературой;
просматривать и
анализировать учебные
фильмы
4
Прогресс:
технический и
социальный
Производительность труда
. Разделение
труда
.
Обслуживающий
и
производящий
труд
.
Домашний труд и его
механизация . Что такое
технологии и как они
влияют на культуру и
Понимать и объяснять, что
такое труд, разделение труда,
какова роль труда в истории и
современном обществе .
Работать
с
учебником,
научно-популярной
литературой; решать проблемные
задачи,
19
5
Образование в
культуре на родов
России
дата
и
ценности общества?
анализировать
разграничивать понятий
Представление
об
основных этапах в истории
образования . Ценность
знания
.
Социальная
обусловленность
различных
видов
образования .
Важность образования для
современного
мира
.
Образование
как
трансляция куль- турных
смыслов,
как
способ
передачи ценностей
Понимать
и
объяснять
важность
образования
в
современном мире и ценность
знаний .
Понимать, что образование —
важная
часть
процесса
формирования
духовнонравственных
ориентиров
человека .
Слушать
объяснения
учителя,
рефлексиовать
собственный
опыт,
разграничивать понятия
№
Тема
Основное содержание
6
Права и
обязанности
челове ка
Права
и
обязанности
человека в культурной
традиции народов России .
Права и свободы человека
и
гражданина,
обозначенные
в
Конституции Российской
Федерации
7
Общество
и
религия:
духовно-нравственное
взаимодействие
Мир религий в истории .
Религии народов России
сегодня
.
Государствообразующие и
традиционные религии как
источник
духовнонравственных ценностей
8
Современный
мир:
самое
важное
(практическое
занятие)
Современное общество: его
портрет . Проект: описание
самых
важных
черт
современного общества с
точки
зрения
материальной и духовной
культуры народов России
Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать и объяснять, в чём
заключается смысл понятий
«права человека», правовая
культура» и др .
Понимать
необходимость
соблюдения
прав
и
обязанностей человека .
Слушать
и
анализировать
выступления
одноклассников, работать с
текстом
учебника
и
с
источниками
Понимать и объяснять смысл
понятий «религия», «атеизм»
и др .
Знать названия традиционных
религий
России,
уметь
объяснять их роль в истории и
на современном этапе развития общества .
Слушать объяснения учителя,
ре- шать текстовые задачи
Понимать, в чём заключаются
основные
духовнонравственные
ориентиры
современного общества .
Подготовить проект (или
доклад,
сообщение);
работать
с
научно20
популярной
литературой,
разграничивать
и
систематизировать понятия
9
10
11
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в
культуре»
Понимать
и
объяснять
Каким
должен
Мораль,
нравственность,
взаимосвязь таких понятий,
быть чело- век?
этика, этикет в культурах
Духовнонародов России . Право и
как
«свобода»,
ответнравственный
равенство в
правах .
ственность, право и долг .
Слушать
объяснения
облик и идеал
Свобода как ценность .
учителя,
работать
с
человека
Долг как её ограничение .
Общество как регулятор
учебником,
анализировать
свободы . Свойства и
проблемные ситуации
качества человека,
его
образ в культуре народов
России,
единство
человеческих
качеств
.
Единство духовной жизни
Объяснять
важность
Взросление
Социальное
измерение
человека в кульчело- века . Детство,
взаимодействия человека и
туре народов
взросление,
зрелость,
общества,
негативные
эфРоссии
пожилой
возраст
.
фекты социальной изоляции .
Слушать
объяснения
Проблема одиночества .
учителя, решать проблемные
Необходимость развития
задачи,
анализировать
во
взаимодействии
с
другими
людьми
.
информацию из нескольких
источников, анализировать
Самостоятельность
как
ценность
собственный опыт
Понимать,
какой
Религия как
Религия как источник
источник нравнравственности
и
нравственный
потенциал
ственности
гуманистического
несут традиционные религии
мышления . НравственРоссии .
Слушать объяснения учителя,
ный идеал человека
работать
с
учебником,
в традиционных религиях .
просматривать
учебные
Современное общество и
фильмы по теме
религиозный
идеал
человека
№
Тема
12
Наука как
источник знания
о человеке и
человеческом
дата
Основное содержание
Гуманитарное знание и его
особенности . Культура как
самопознание . Этика .
Эстетика
.
Право
в
контексте
духовнонравственных ценностей
Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать и объяснять смысл
поня- тия «гуманитарное
знание»;
осознавать,
что
культура помогает человеку
понимать самого себя .
Слушать объяснения учителя,
работать с учебником, с
дополнительной
научно21
популярной литературой
13
Этика
и
нравственность
как
категории
духовной культуры
Что такое этика . Добро и
его проявления в реальной
жизни . Что значит быть
нравственным . Почему
нравственность важна?
14
Самопознание
Автобиография
и
автопортрет: кто я и что я
люблю . Как устроена моя
жизнь .
Выполнение проекта
(практическое
занятие)
Объяснять понятия «добро» и
«зло» с помощью примеров из
истории и культуры народов
России, соотн сить эти
понятия с личным опытом .
Решать проблемные задачи,
раб тать с учебником,
рефлексировать собственный
опыт
Уметь соотносить понятия
«мораль», «нравственность» с
самопознанием на доступном
для возраста детей уровне .
Формировать представления
о самом себе; воспитывать
навыки
самопрезентации,
рефлексии;
слушать
и
анализировать
доклады
одноклассников
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
1
5
Труд делает
человека человеком
Что такое труд . Важность
труда и его экономическая
стоимость . Безделье, лень,
тунеядство . Трудолюбие,
подвиг
труда,
ответственность
.
Общественная оценка труда
Осознавать важность труда
объяс- нять его роль в
современном обще- стве .
Понимать
и
осознавать
трудолюбие
как
ответственность
перед
людьми и самим собой .
Слушать
объяснения
учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
1
6
Подвиг: как узнать
героя?
Что такое подвиг . Героизм
как самопожертвование .
Героизм на войне . Подвиг в
мирное время . Милосердие,
взаимопомощь
Понимать и объяснять
отличие под- вига на войне и
в мирное время .
Знать и называть имена
героев . Слушать
объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты
учебника
22
1
7
Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
Человек
в
социальном
измерении
.
Дружба,
предательство . Коллектив .
Личные
границы
Этика
предпринимательства
.
Социальная помощь
дата
№
Тема
Основное содержание
18
Проблемы
современного общества
как
отражение
его
духовнонравственного самосознания
Бедность . Инвалидность .
Асоциальная
семья
.
Сиротство . Отражение этих
явлений
в
культуре
общества
19
Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений
Милосердие . Взаимопомощь .
Социальное служение . Благотворительность
.
Волонтёрство . Общественные
блага
20
Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры
народов России
Гуманизм . Истоки гуманистического
мышления
.
Фило- софия гуманизма .
Проявления гуманизма в
историкокультурном
наследии народов России
Понимать
и
объяснять
понятия
«дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм»,
«благотворительность» .
Слушать
объяснения
учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
Основные виды
деятельности
обучающихся
Понимать
и
объяснять
понятия
«бедность»,
«инвалидность», «сиротство»
.
Предлагать
пути
преодоления
проблем
современного общества на
доступном для понимания
детей уровне . Слушать
объяснения учителя, решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
Понимать
и
объяснять
понятия
«милосердие»,
«взаимопомощь»,
«благотворительность»,
«волонтёрство» . Вы- являть
общие
черты
традиций
милосердия,
взаимной
помощи,
благотворительности
у
представителей
разных
народов .
Слушать
объяснения
учителя,
решать
проблемные
задачи,
анализировать
тексты
учебника
Понимать и характеризовать
понятие «гуманизм» как
источник
духовнонравственных
ценностей
народов России .
23
21
Социальные
профессии;
их
важность
для
сохранения
духовнонравственного
об- лика общества
Социальные профессии:
врач, учитель, пожарный,
полицейский, социальный
работник . Духовно-нравственные
качества,
необходимые
представителям
этих
профессий
22
Выдающиеся
благотворите- ли
в
истории
.
Благотворительность
как
нравственный
долг
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи,
учёные, педагоги . Важность
меценатства для духовнонравственного
развития
личности самого мецената и
общества в целом
23
Выдающиеся
учёные Рос- сии .
Наука
как
источник
социального
и
духовного прогресса общества
Учёные России . Почему
важно помнить историю
науки . Вклад науки в
благополучие
страны
.
Важность
морали
и
нравственности в науке, в
деятельности учёных
№
Тема
24
Моя профессия
(практическое
занятие)
дата
Осознавать
важность
гуманизма для формирования
личности,
построения
взаимоотношений
в
обществе .
Слушать
объяснения
учителя, работать с научнопопулярной литературой
Понимать и объяснять, что
такое
социальные
профессии
и
почему
выбирать их нужно особенно
ответственно . Работать с
научно-популярной
литературой,
готовить
рефераты,
слушать
и
анализировать доклады одноклассников
Приводить
примеры
выдающихся
благотворителей в истории и
в современной России .
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников, разграничивать
понятия
Понимать и объяснять, что
такое
наука;
приводить
имена выдающихся учёных
России .
Работать
с
научнопопулярной
литературой,
анализировать
несколько
источников, разграничивать
понятия
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
Обосновывать,
какие
Труд как самореализация,
как вклад в общество .
духовно-нравственные
Рассказ о своей будущей
качества нужны для выбранпрофессии
ной профессии .
Работать
с
научнопопулярной литературой,
анализировать несколько
источников, разграничивать
понятия
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
24
25
Гражданин
Родина и гражданство, их
взаимосвязь . Что делает человека гражданином . Нравственные
качества
гражданина
26
Патриотизм
Патриотизм . Толерантность
. Уважение
к
другим
народам и их истории .
Важность патриотизма
27
Защита Родины:
подвиг или долг?
Война и мир . Роль знания в
защите Родины . Долг гражданина перед обществом .
Военные подвиги . Честь .
Доблесть
Характеризовать понятия
«Роди- на», «гражданство»;
понимать
духовнонравственный
смысл
патриотизма
.
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
текстом
учебника
Приводить
примеры
патриотизма в истории и в
современном обществе .
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником, рефлексировать
собственный опыт
Характеризовать важность
сохранения мира и согласия
.
Приводить примеры военных
подвигов;
понимать
особенности защиты чести
Родины в спорте, науке,
культуре .
Слушать
объяснения
учителя,
работать
с
учебником, смотреть и
анализировать
учебные
фильмы
28
Государство .
Россия — наша
родина
Государство
как
объединяющее
начало .
Социальная сторона права и
государства . Что такое
закон . Что такое Родина?
Что
такое
государство?
Необходимость
быть
гражданином . Российская
гражданская идентичность
Объяснять понятие
«государство» . Уметь
выделять и характеризовать
основные особенности
Российского го сударства с
опорой на духовнонравственные ценности .
Слушать
объяснения
учителя, работать с текстом
учебника,
с
дополнительной научно-популярной
литературой
29
Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)
Какими
качествами
должен обладать человек
как гражданин
Обосновать
важность
духовно-нравственных
качеств гражданина .
Работать с источниками,
определять
понятия,
подготовить практическую
работу
25
Портрет школы или класса
через добрые дела
Характеризовать понятие
«доброе дело» в контексте
оценки собственных
действий, их нравственного
начала . Работать с
источниками, определять
понятия, подготовить
практическую работу
30
Моя школа и
мой класс
(практическое
занятие)
№
Тема
31
Человек: какой
он? (практическое
занятие)
Человек . Его образы в культуре
.
Духовность
и
нравственность
как
важнейшие
качества
человека
Сформулировать свой идеал
человека, назвать качества,
ему присущие . Работать с
источниками,
определять
понятия,
подготовить
практическую работу
32
Человек и
культура
(проект)
Итоговый проект: «Что
значит быть человеком?»
Показать
взаимосвязь
человека и культуры через
их
взаимное
влияние
.
Характеризовать
образ
человека высокой духовной
культуры, создаваемый в
произведениях искусства .
Работать с источниками,
систематизировать
понятия,
подготовить
проект
дата
Основное содержание
Основные виды
деятельности
обучающихся
26
Календарно-тематическое планирование.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 – 6 классы
5 класс (34 час.)
№
Тема урока
к-во
дата по
урока
час.
плану
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч.
1
2
3
Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?
Наш дом — Россия
Язык и история
1
06.09.23
1
1
13.09.23
20.09.23
4
Русский язык — язык общения и язык
возможностей
1
27.09.23
5
Истоки родной культуры
1
04.10.23
6
Материальная культура
1
11.10.23
7
Духовная культура
1
18.10.23
8
Культура и религия
1
25.10.23
9
Культура и образование
1
10
Многообразие культур России
(практическое занятие)
1
дата
факт.
-
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч.
11
Семья — хранитель духовных ценностей
1
12
Родина начинается с семьи
1
13
Традиции семейного воспитания в России
1
14
Образ семьи в культуре народов России
1
15
Труд в истории семьи
1
16
1
Семья в современном мире
(практическое занятие)
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч.
17
Личность — общество — культура
1
18
Духовный мир человека. Человек — творец
культуры
1
19
Личность и духовно-нравственные ценности
1
Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч
20
Историческая
память
нравственная ценность
как
духовно-
1
27
21
Литература как язык куль туры
1
22
Взаимовлияние культур
1
23
1
24
Духовно-нравственные ценности
российского народа
Регионы России: культурное многообразие
25
Праздники в культуре народов России
1
26
Памятники в культуре народов России
1
27
Музыкальная культура народов России
1
28
Изобразительное
искусство народов
России
Фольклор и литература народов России
1
29
1
1
32
1
Бытовые традиции народов России: пища,
одежда, дом (практическое занятие)
1
Культурная карта России
(практическое занятие)
Единство страны — залог будущего России 1
33
Урок повторения и обобщения
1
34
Промежуточная аттестация
1
30
31
28
6 класс (35ч.)
№
Тема урока
кол.
Дата по
урока
час.
плану
Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1
Мир культуры: его структура
1
06.09.23
2
Культура России: многообразие регионов
1
13.09.23
3
История быта как история культуры
1
20.09.23
4
Прогресс: технический и социальный
1
27.09.23
5
Образование в культуре народов России
1
04.10.23
6
Права и обязанности человека
1
11.10.23
7
1
18.10.23
Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие
1
25.10.23
Современный
мир:
самое
важное
(практическое занятие)
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.
8
9
10
11
12
13
14
Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов
России
Религия как источник нравственности
1
Наука как источник знания о человеке и
человеческом
Этика и нравственность как категории
духовной культуры
Самопознание (практическое занятие)
1
дата
факт.
1 чет.
1
1
1
1
Тематический блок 3. «Человек как член общества» - 10 ч.
15
Труд делает человека человеком
1
16
Подвиг: как узнать героя?
1
17
Люди
в
обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние
Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений
Гуманизм как сущностная характеристика
духовно- нравственной культуры народов
России
Социальные профессии; их важность для
1
18
19
20
21
1
1
1
1
29
24
сохранения духовно-нравственного облика
общества
Выдающиеся благотворите- ли в истории .
Благотворительность как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как
источник социального и духовного
прогресса общества
Моя профессия (практическое занятие)
25
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 11 ч.
1
Гражданин
26
Патриотизм
1
27
Защита Родины: подвиг или долг?
1
28
Государство .
Россия — наша Родина
1
29
Гражданская
идентичность
(практическое занятие)
1
30
Моя школа и мой класс
(практическое занятие)
1
31
Человек: какой он? (практическое
занятие)
1
32
1
33
Человек и культура (практическое
занятие)
Повторение и обобщение
34
Промежуточная аттестация
35
Итоговый урок
22
23
1
1
1
30