Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа а. Эльбурган им.У.Мекерова»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
начальных классов
Заместитель директора
по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОО "СОШ
а. Эльбурган им.
________________________ ________________________ У.Мекерова"
Ионова З.М.
Меремкулова А.Ф. ________________________
Протокол №1 от «30» 08
«31» 08 2023 г.
Ф.К.Шаева
2023 г.
Приказ №60 от «31» 08
2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение
на родном (абазинском) языке»
для обучающихся 1-4 классов
Эльбурган 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№ п/
Авторы
п
1
Копсергенова В.;
Хачукова А.
Шебзухова Л..
Название
Примерная программа по учебному
предмету «Родная литература» для
образовательных организаций 1-4
класс
Год издания Издательство
2007
Черкесск
Цели и задачи предмета
Программа учебного предмета «Родная литература» разработана для организаций,
реализующих программы начального общего образования. Содержание программы
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса родного языка. Цели курса русского
языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования родного языка.
В соответствии с этим, курс родного языка направлен на достижение следующих целей: расширение представлений о родном языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия родного языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному языку, а через
него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц родного языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах родного литературного языка
и речевом этикете; - совершенствование умений наблюдать за функционированием
языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения
особенностей картины мира, отраженной в языке; - совершенствование умений работать с
текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию; - совершенствование коммуникативных
умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в
разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; - приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам родной
языковой истории в связи с историей народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях родного и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о родной языковой картине мира, о
национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей,
поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства,
гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам
других народов нашей страны и мира.
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного курса.
Изучение родной литературы и владение им – могучее средство приобщения к духовному
богатству культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому
опыту человечества. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения
родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении
способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли
и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из
различных текстов. Как средство познания действительности родной язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение родному
языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. В содержании курса «Родная литература»
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚
внешней стороне существования языка: к многообразным связям родного языка с
цивилизацией и культурой, государством и обществом. Содержание курса направлено на
формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных
характеристик литературного языка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изучение родного языка способствует формированию у учащихся представлений о языке
как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения родного языка у учащихся начальной школы формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление к его
грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь
является показателем общей культуры человека.
На уроках родной литературы ученики получают начальное представление о нормах
литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях,
задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативных задач.
При изучении курса «Родная литература» осуществляется формирование таких
общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к
самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от
констатирующего к опережающему.
В ходе освоения родного языка формируются умения, связанные с информационной
культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться
лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.
Обоснование выбора части программы по предмету
В результате изучения родного языка обучающиеся на уровне начального общего
образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и
явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к родному языку, стремление к его грамотному использованию,
родной язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических
высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные
учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на
позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в
сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции,
умение задавать вопросы.
Обращаться к нормативным словарям современного литературного языка и
совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на
практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного
русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов
речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом
общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из
ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие
умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты
разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Количество часов в год – 34 часа
Количество часов в неделю - 1 час
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского родного языка в начальной школе
являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России,
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
осознание языка как основного средства человеческого общения;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным
ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Родной (абазинский) язык» к концу
4 класса является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника,
осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Родной (абазинский) язык» к
концу 4 класса является формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к
маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
определять тему, основную мысль несложного текста;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой,
основной мыслью);
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в
начальной
школе;
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
знать особенности диалога и монолога;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений;
исключение ненужного, вставка);
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в
соответствии с задачами коммуникации; оценивать степень вежливости (свою и других
людей) в некоторых ситуациях общения.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Родной язык
(абазинский)» к концу 4-го года обучения
Обучающийся научится:
овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания
для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств
для успешного решения коммуникативных задач;
обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным
языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения
родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в
культурно-языковое поле своего народа,
умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного
решения коммуникативных задач;
позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Система оценки в начальной школе:
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня
сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных
ситуациях.
Оценки:
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по
картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы
носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в
классный журнал не заносится.
Изложения и сочинения в основном носят обучающий характер, лишь в 4 классе
проводится одно контрольное изложение.
Оценка за контрольное изложение выставляется через дробную черту – за содержание и
грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольное изложение в журнал
выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
Нормы оценки работ творческого характера
За содержание:
оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского
текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических
ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной
речевой неточности;
оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по
авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в
последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности.
Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста
(изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех
предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов
речи в содержании и построении текста;
оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от
авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение
последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность
словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в
содержании и построении текста.
За грамотность:
оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо
одно-два исправления;
оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно
– два исправления;
оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно–
два исправления;
оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных,
три-четыре исправления.
1 класс
№п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Абазашта – край родной
Звук и буква Аа
Звук и буква Уу
Звук и буква Мм
Звук и буква Рр
Звук и буква Бб
Звук и буква Лл
Звук и буква Дд
Звук и буква Нн
Звук и буква Тт
Звук и буква Ы
Звук и буква ТI тI
Звук и буква Зз
Звук и буква Хх
Звук и буква ХI хI
Звук и буква Пп
Звук и буква ПI пI
Звуки и буквы Ии, Шш
Звук и буква ШI шI
Звуки и буквы Сс, Щщ, Кк
Звук и буква КI кI
Звуки и буквы Йй, Оо, Чч
Звуки и буквы ЧI чI , Гг, Вв
Звук и буква ГI гI
Звуки и буквы ДЗ дз, Ц ц
Звуки и буквы ЦI цI, КВ кв, ГВ гв
Звуки и буквы ХВ хв, ЧВ чв
Звуки и буквы ДЖ дж, ХЬ хь
Звуки и буквы ХЪ хъ, ЛЬ ль, ГЪ гъ
Звуки и буквы ГЬ гь, КЪ къ, Кь кь
Звуки и буквы КЪВ къв, КЪЬ къь
Звуки и буквы ХЪВ хъв, ХIв хIв
Резервный урок
Резервный урок
Дата
Количеств
о
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Примечание
2 класс
№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Количество
часов
День знаний.
Тхайцухов Б. "Твоя Родина"
Чикатуев Микаэль «Наша школа»
Цеков П. «Я — ученик»
Утренние процедуры
Физкультура — это здоровье. Как укрепить
здоровье
Неделя. Дни недели
Рассказ "В лесу"
Чикатуев М. "Наступила осень"
Мхце К. "Желтые листья"
Рассказ "Друзья помогли"
Семья
Шереметов М. "Грязнуля"
Сыновья
Физиков Ш. Рассказ "Верность"
Тхайцухов Б. "Наступила зима"
Джегутанов К. "Дед Мороз"
Рассказ "Почему Тимур заболел?"
Тугов В. «Мы — абазины»
Смыр Л. "Старший-младший"
Тхайцухов Б. "Родина"
Кенжев Р. "Моя мама"
Рассказ "Трудный вечер"
Физиков Ш. "Мирное утро"
Рассказ "Весна наступила"
Рассказ "Хвастун Асльамбакь"
Загадки, пословицы, поговорки
Рассказ "Кто сильнее?"
Герои нашей Родины
Рассказ "Спор деревьев"
Рассказ "Дикие животные"
Расскз "Домашние животные"
Рассказ "Спор"
Итоговый урок.
Примечание
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
№п/п
1
2
3
4
5
Тема урока
Кячев А. «Летом у нас в ауле»
Татаршаов Ч. «Уборка пшеницы»
Тхайцухов Б. «Хлеб»
Копсергенова В. «Мой дедушка и природа»
Лирика Шхаевой Кати
Кол-во
уроков
1
1
1
1
1
Дата
Примечание
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Мхце Керим «Осень»
Творчество Мхце Керима
Физиков Шахамби «Новоселье»
Творчество Физикова Шахамби
Тхайцухов Бем. «Осень»
Устное народное творчество
Сказка «Как братья обманули князя»
Сказка «Карабек и Кябахан»
Сказки Ходжи
Язык и его богатство
Пословицы
Тхайцухов Бем. «Зимав лесу»
Мхце Керим «Мысли о зиме»
Тлябичева Мира «Снег идет»
Лагучев Дж. «Метелица»
Физиков Ш. «Летающая белка»
Апсова Фатимат «Ручеек»
Хачукова Аминат «Мой Псыж»
Чикатуев М. «Белые шатры»
Тлябичева М. «Когда идет дождь»
Физиков Ш. «Радуга»
Тхайцухов Б. «8 Марта»
Шебзухова Л. «Подснежники»
Джегутанов К. «Весна»
Мхце К. «Май»
Шебзухова Л. «Цветы»
Устное народное творчество
Нарты
Нарты
Нарты
Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема урока
Мхце К. «Встает луна над нашим аулом»
Кунижев М. «На сенокосе»
Копсергенова В. «Крапива»
Мхце К. «Осень»
Тхайцухов Б. «Золотой кувшин катится»
Творчество Физикова Шахамби
Устное народное творчество
Сказка «Бедный парень и волшебная
лампа»
Сказка «Дай»
Язык и его богатство
Пословицы
Пословицы
Стихи о зиме
Стихи о зиме
Устное народное творчество
Сказка «Орел и рыбак»
Нарты
Нарты. «Сосруко»
«Сосруко и всадник»
«Три брата»
«Три брата»
Джегутанов К. «Мама»
Хачукова А. «Мать»
Тугов В. «Мы абазины»
Шебзухова Л. «Мой язык»
Тлябичева М. «Вот мои горы»
Мхце К. «Голуби»
Мхце К. «Мать и сын»
Физиков Ш. «Родина»
Язык и его богатство
Язык и его богатство
Устное народное творчество
Джегутанов К. «Законы гор»
Абазинский очаг. Подведение итогов
Кол-во
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
Примечание